Аварии в городском транспорте, поведение и травматические опасности в общественном транспорте.

Мы боимся самолетов, меж тем в общественном городском транспорте гораздо опаснее, он чаще попадает в катастрофы, чем авиалайнеры. Много чаще. И если по одной, по две, по три собрать все жертвы общественного транспорта, они и в десять аэробусов не влезут. Так что лучше бояться. Бояться и быть готовыми к самоспасению. 

Аварии в городском транспорте, поведение и травматические опасности в общественном транспорте.

Начнем с простого, с травматической опасности в городском транспорте. Ступени большинства общественных транспортных средств, особенно для людей преклонного возраста и особенно в непогоду, опасны ничуть не меньше, чем скальная стена для штурмующих ее альпинистов. Только эта «стенка», мало что крута и неудобна, еще и норовит уехать из под ног или сбросить восходителя ударом закрывающейся двери в лоб. Тут не зевай, нормативы — как в армии на полосе препятствий: 10 секунд на подход, 10 — на преодоление. Кто не успел — тот опоздал.

Аварии в городском транспорте, поведение и травматические опасности в общественном транспорте

Строго говоря, безопасность общественного транспорта — это вопрос общей культуры пользующихся им пассажиров. При соблюдении общепринятых норм этикета травмослучаев просто не было бы. Инвалиды, дети и престарелые заходили и выходили бы в первую дверь, галантные кавалеры пропускали бы дам вперед, поддерживая на ступеньках за локоток, водитель лично выходил бы на каждой остановке убедиться, что в дверях никто не торчит. Милая картинка, сродни добрым рождественским сказкам. Не так ли? В жизни все по другому. Не подают джентльмены дамам руку, потому что не могут, потому что этой рукой, согнутой в локте, тычут этих самых дам куда придется. А как иначе — опаздывать на работу, если не хочешь быть уволенным, нельзя, а автобусов хронически не хватает?

Да и леди особо не стесняются, идя на приступ дверей. Им тоже опаздывать не резон. Совершенно согласен. Тут или ехать, или на остановке великосветских господ изображать. Мне и вам — лучше ехать. Я же говорил — вопрос общей культуры. В целом. Соответственно отсутствие общей культуры можно компенсировать личными навыками выживания в городском транспорте. Если вы не напоминаете габаритами Шварценеггера, старайтесь не оказываться между автобусом и поджидающей его толпой. Особенно это опасно в гололед, когда земля на остановках покрыта скользкой коркой льда.

Вас могут уронить и слегка затоптать, притиснуть к борту подошедшего транспорта или, что самое опасное, при подходе столкнуть с бордюра остановки под его колеса. Не впихивайте в закрывающиеся двери руки, ноги и сумки в надежде на то, что за ними можно втянуть и все прочее. Вас просто может зажать в дверях. Другая сторона той же «дверной» медали — это срезанные преступниками зажатые снаружи заплечные сумки, пакеты и карманы на верхней одежде. Ну как не воспользоваться такой уникальной возможностью, когда хозяин заперт в салоне автобуса, а его незащищенное имущество предлагается в качестве безопасного презента всем желающим. Всего то дел — подошел, резанул бритвой по ремню или карману и ушел. Тут даже не только вор соблазнится.

Некоторые советы связанные с передвижением в общественном городском транспорте.

— Не входите и не выходите из транспорта до его полной остановки.
— Не прислоняйтесь к дверям, не высовывайте головы и руки в окна. При мне одному пассажиру зажало и изрядно помяло опущенную в окно руку открывающейся вбок дверью.
— Внутри трамвая, троллейбуса и особенно более подвижного автобуса старайтесь держаться за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры — поручень над головой.
— Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
— Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости, предметы с острыми и выступающими краями.

Небезопасно в идущем городском транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, опасно также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит. Небесполезно знать, где в городском транспорте располагаются и как приводятся в действие аварийные выходы. Пока вы едете, вам все равно делать нечего, так почитайте вместо газеты аварийные инструкции. В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении попытайтесь в падении сгруппироваться и закрыть голову руками, и в идеале — увидеть место приземления.

Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после дорожно транспортного происшествия желательно возможно быстрее покинуть салон и отойти на 10 — 15 метров в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе воспользуйтесь запасными выходами, не ждите, когда ситуация станет критической. Разбивайте окна, для чего используйте любые подручные тяжелые предметы: находящийся в салоне огнетушитель, тормозной башмак, вырванный из спинки сиденья металлический поручень, жесткий «дипломат». В крайнем случае вышибайте стекло сильным ударом ног в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся в нем стекол.

Из троллейбуса, лежащего на боку, можно выбраться через вентиляционные люки в крыше. При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстаивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случае следует заранее защитить шарфом, платком, полой одежды, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью. Горящие материалы, используемые в отделке автобусов и трамваев, очень токсичны, и бывает достаточно сделать всего несколько вдохов, чтобы потерять сознание.

При обнаружении небольших очагов пожара надо сообщить о них водителю и попытаться загасить огонь своими силами с помощью висящего в салоне, обычно ближе к водительскому месту, огнетушителя, песка, хранящегося в специальном ящичке или рундучке под сиденьем, или плотной ткани (вплоть до плащей, пиджаков и т.п. одежды). В электрическом городском транспорте во время пожара опасность представляет обгорающая электропроводка. Поэтому лучше лишний раз не касаться стен и металлических деталей корпуса. И не заливать огонь водой или иными жидкостями. При аварии, в случае, когда поврежден токонесущий провод, самые безопасные места в трамвае или троллейбусе — сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а на стены и поручни не наваливаться.

Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь поручней и других частей корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь. Нельзя пытаться, стоя на земле, помогать другим выходящим пассажирам. Такая вежливость может быть убийственна как для вас, так и для них. Указанный прием — выход прыжком — должен использоваться даже в случаях отсутствия видимых повреждений конструкции троллейбуса или трамвая и линии электропередачи.

При авариях, связанных с переворотом или зависанием транспорта на склонах, первым пассажирам, вылезшим наружу, надо предпринять самые энергичные меры для закрепления автобуса от дальнейшего сползания или переворота, вызванного смещением находящихся в салоне людей. Проще всего это сделать, подложив под находящийся в неустойчивом равновесии бок какие нибудь объемные предметы. Принцип железнодорожного башмака, подставленного под колесо вагона.

Чтобы не пострадать в аварии на городском транспорте, надо :

— Держаться за поручни.
— Стоять лицом в сторону движения, чтобы вовремя заметить опасность.
— При столкновении сгруппироваться, закрыть голову руками.
— Быстро покинуть транспорт. Из электротранспорта выходить прыжком, не касаясь поручней, чтобы не получить электротравму.
— Воспользоваться аварийным выходом (люк на крыше или окно) или выбить стекло.

Нельзя :

— Ходить по салону.
— Загромождать проход вещами.
— Дремать.
— Находиться ближе 10 — 15 метров к аварийному транспорту.

Определенную угрозу в современном городском транспорте представляет чрезмерная скученность пассажиров в салоне. Это та же толпа со всеми присущими ей опасностями — давкой, паникой. В подобной скученности очень часто от давки, нехватки воздуха, жары и психологического стресса страдают больные люди. К сожалению, не только страдают, но зачастую даже умирают.

Если в переполненном автобусе рядом с вами кому то стало плохо, отнеситесь к этому серьезно. Приложите все силы для освобождения человека от давки, обеспечьте к нему доступ свежего воздуха, выведите на улицу на первой же остановке. И еще постарайтесь отыскать среди пассажиров медицинского работника. Народу в транспорте много, не может быть, чтобы среди них не нашлось ни одного способного оказать квалифицированную помощь врача.

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Андрей Ильичев.