Действия потерпевших бедствие, если они решили не дожидаясь помощи спасателей, выбираться к людям, в населенные места, самостоятельно.

В случае, когда потерпевшие бедствие решили, не дожидаясь помощи спасательных команд, выбираться к людям самостоятельно, то место, где произошла авария, они должны пометить. А в направлении движения в обязательном порядке выложить хорошо различимый с воздуха знак — стрелку из международной кодовой таблицы. 

Действия потерпевших бедствие, если они решили не дожидаясь помощи спасателей, выбираться к людям, в населенные места, самостоятельно.

Одновременно на земле на видном месте из камней, кусков льда, бревен сооружается далеко видимый тур-башенка. На его вершине закрепляются несколько двухметровых палок, к которым привязываются яркие лоскуты ткани, фольга, консервные банки. Под туром или рядом с ним в защищенной от непогоды емкости — в бутылке с залитым стеарином горлышком, в тройном полиэтиленовом мешке, резиновом воздушном шарике и прочее — оставляется записка, в которой указываются.

Действия потерпевших бедствие, если они решили не дожидаясь помощи спасателей, выбираться к людям, в населенные места, самостоятельно

Полные данные потерпевших бедствие или аварию (фамилии, имена, домашние и рабочие адреса), кратко описывается происшедшее, перечисляются имеющиеся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты, вода, сигнальные средства, оружие, одежда и пр.), обосновывается выбранное направление движения. Обязательно указываются год, число и время, когда оставлена записка. У основания тура из камней или толстых веток выкладывается несколько стрелок-указателей, направленных острием в сторону предполагаемого направления движения.

Все ненужные вещи потерпевшие бедствие оставляются возле тура на видном месте. Груз в дорогу (кроме обязательных средств сигнализации и ориентирования, оружия, полиэтилена, с помощью которого можно прекрасно защититься от осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду) следует брать исходя из конкретных климатических и географических условий маршрута, но не забывая мудрое правило: «Надеясь на лучшее, готовься к самому худшему!»

Перед началом движения потерпевшим бедствие будет полезно заранее разработать и использовать внутреннюю сигнализацию. Некоторые из возможных звуковых, световых, жестовых сигналов приведены на рисунке ниже. Сигнал подается с периодичностью сигналов азбуки Морзе при помощи свистка, крика, фонаря, факела или с помощью ручного семафора. Промежуток между сигналами равен 4 — 5 секундам — трем тире.

Действия потерпевших бедствие, если они решили не дожидаясь помощи спасателей, выбираться к людям, в населенные места, самостоятельно

1. Две руки вверх, или непрерывные длинные сигналы (тире) — Требую внимания. Наблюдайте за мной.
2. Одна рука вверх, или один короткий сигнал (точка) — Мне требуется помощь одного-двух человек.
3. Встать боком, рука впереди себя, большой палец вверх, или один длинный сигнал (тире) — У меня все нормально.
4. Две руки в стороны или два длинных сигнала (тире) — Ничего не предпринимайте. Действую самостоятельно.
5. Рука в сторону или два коротких сигнала — Идите ко мне.
6. Частое махание поднятыми руками или непрерывные короткие сигналы — Аварийная ситуация. Требуется немедленная помощь.
7. Одна рука вверх, другая в сторону или чередование коротких и длинных сигналов — Осмотритесь (прислушайтесь) по указанному мною направлению. Снимите азимут.

В ходе движения потерпевшие бедствие должны как можно чаще помечать свой маршрут. Обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в заметных местах ненужные вещи и т.п. В труднопроходимой местности метки должны располагаться в пределах прямого обнаружения — от одной метки видно другую. В местах изменения направления движения следует ставить 2 — 3 большие метки. Крупный затес на стволе дерева, тур, полосы яркого материала, закрепленные на ветках дерева. Рядом с меткой надо выкладывать стрелку, указывающую направление движения.

Действия потерпевших бедствие, если они решили не дожидаясь помощи спасателей, выбираться к людям, в населенные места, самостоятельно

Раз в сутки необходимо оставлять в хорошо заметных местах, защитив от непогоды, записки с указанием своего маршрута и другой важной для спасателей информацией и датой оставления записки. Помните: часто поставленные метки облегчают поиск пропавшей группы. С той же целью, особенно в зимнее время, желательно прокладывать свой путь по открытым пространствам, помня, что поисковые самолеты и вертолеты в первую очередь будут осматривать опушки, поляны, просеки, русла замерзших рек, на поверхности которых следы различимы гораздо лучше, чем в густолесье.

Для облегчения их задачи на открытых участках маршрута надо стараться оставлять как можно больше следов, например, идя не друг за другом, а развернутым фронтом. Как можно больше оставлять следов имеет смысл на поверхности линейных, доступных для осмотра с воздуха ориентиров. Посередине широких просек, на заснеженном льду водоемов. Именно их авиаторы будут осматривать наиболее внимательно. По тем же причинам при движении вдоль реки или переправе через водные преграды следует выбирать места с открытыми широкими песчаными пляжами, на которых следы сохраняются довольно долго и хорошо заметны с воздуха.

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Ильин А.

Другие статьи схожей тематики :