Дорожно-транспортные происшествия с пешеходами, предотвращение дорожно-транспортного происшествия.

Наши дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов отличаются от европейских тем, что соотношение погибших к раненым в них выше, чем в Англии и Германии, почти в 10 раз! Мы уж если наезжаем — то наезжаем! Поэтому давайте подходить к уличным перемещениям, как пехотинец к походу через нейтральную полосу, то есть со всей возможной внимательностью и соблюдением общеизвестных правил безопасности. 

Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов, предотвращение дорожно-транспортного происшествия.

Самыми опасными, в плане возможности дорожно-транспортные происшествия, для пешехода зонами считаются перекрестки, скоростные участки автомагистралей, зоны с ограниченной видимостью. Именно там случается большинство наездов. Вообще пешеходу, если он хочет жить долго и счастливо, надо учиться мыслить не только со своей бесколесной колокольни, но и думать за своего условного, но реально опасного «противника». Возможно, для человека, идущего со скоростью 5 км/час, данный участок дороги представляется совершенно безопасным и удобным для передвижения.

Дорожно-транспортные происшествия, поведение при ДТП и предотвращение дорожно-транспортного происшествия

А водителю как раз наоборот — он кажется очень неблагоприятным и опасным. Несовпадение оценки дороги может закончиться наездом. Увидеть дорогу глазами водителя — значит на порядок снизить вероятность попадания в дорожно-транспортные происшествия. Конечно, обидно подстраиваться под противника, но надо же учитывать разницу весовых категорий, понимать, что столкновение пешехода с машиной для пешехода убыточней, чем для машины. Отсюда и некоторая объективная дискриминация, обрекающая пешехода быть заинтересованным в соблюдении правил дорожного движения. Тут лучше о тщеславии забыть, а вспомнить старую шутку : если трамвай на твоем пути — кто то должен уйти.

Как только вы усвоите главное правило — соблюдать дорожные правила, за вас можно быть спокойным. По своей охоте под колеса автомобиля и в дорожно-транспортные происшествия вы уже не попадете. А что касается «охоты» водителя — это дело его совести, воспитания и профессиональной чести. В любом случае пятидесятипроцентное снижение риска погибнуть или быть покалеченным в результате дорожно-транспортные происшествия — это результат, за который стоит бороться. Не стану повторять все правила дорожного движения (на это существует масса брошюр и книг), скажу о некоторых, наиболее часто нарушаемых.

Дорожно-транспортные происшествия с пешеходами и профилактика их предотвращения.

Пересекая дорогу, смотрите в обе стороны, причем вначале влево, а одолев половину дороги, — вправо. Не пренебрегайте пешеходными переходами. Пусть даже до него надо пройти лишних десять метров. Пешеходный переход — это наиболее безопасный путь на другую сторону дороги. Соответственно тропинка в нескольких метрах до перехода — самая короткая дорога на тот свет. Не мечитесь перед бамперами машин, если красный сигал светофора застал вас на середине дороги. Стойте на осевой линии до включения зеленого света. Никто специально сбивать вас не станет.

А вот если вы начнете бегать, тогда непременно! Автобус обходите сзади, чтобы вы видели приближение автотранспорта, а водители того транспорта — вас. Трамвай, напротив — спереди, опять таки чтобы встречному трамваю и себя показать, и на него посмотреть. На дорогу надо выходить, а не выбегать, даже если вы неожиданно увидели садящегося в трамвай приятеля, задолжавшего вам сто золотых дукатов. Жизнь такой суммы не стоит! Нельзя выходить из за препятствия, предварительно не оглядевшись. Без последствий для здоровья мгновенно возникать перед бамперами автомобилей могут позволить себе только бестелесные духи либо пешеходы, ставшие такими в результате нарушения данного правила.

То же самое можно сказать о случаях, когда пешеход перебегает дорогу перед бампером ползущей с черепашьей скоростью машины. Этот видимый, 1905 года выпуска, «Москвич» еле колесами вращает, и перебежать перед ним дорогу не проблема. Но кто может гарантировать, что в данное мгновение его не обгоняет невидимый и потому особенно опасный джип, под который вы и угодите? Любой движущийся транспорт, даже впряженный в повозку ишак, может скрывать от вас другой, идущий с большей скоростью.

Не ходите по дороге, если рядом с ней есть тротуар. Пусть даже разбитый, напоминающий полосу препятствий. Все равно на нем вы в большей безопасности, чем на дороге. На дороге вас имеет право сбить любой автомобиль. Откуда вы знаете, может, водитель вон того «КамАЗа» охотится за пешеходами и после каждого удачного наезда малюет на дверце звездочки, макая кисть в кровь жертв? А если тротуара нет, а есть одна только дорога, то идите, как предписывают правила, по левой обочине лицом к движению. Так вы хотя бы сможете увидеть, кто вас собьет.

В ожидании общественного транспорта не стойте на срезе тротуара, тем более не выбегайте на проезжую часть, чтобы первому увидеть приближение долгожданного автобуса. Любой проезжающий мимо автомобиль может сбить вас и с точки зрения соблюдения дорожных правил будет прав. Однажды я наблюдал, как с женщины, исполняющей на бордюре троллейбусной остановки, как на гимнастическом бревне, вольные, на удержание равновесия, упражнения, проходящая машина сорвала развевающийся на ветру плащ. Женщина лишилась одежды, вывалялась в грязи, но осталась жива. Если бы плащ оказался чуточку попрочнее, итог мог быть более печальным.

Так, может быть, имеет смысл вместо брани поблагодарить невежливых водителей, окатывающих близко стоящих к дороге пассажиров грязью из под колес? Они в доступной для тугодумов форме демонстрируют опасность приближения зевак прохожих к дороге. Возможно, попортив кому то одежду, они спасают жизнь, вырабатывая полезные условные рефлексы. Настаивать на переходе улицы только на зеленый свет я не буду. Все равно убедить никого не смогу. Это уже свойство характера.

Если те же немцы, что я наблюдал лично, способны не шелохнувшись простоять на пустой дороге перед красным глазом светофора три минуты (а если тот сломался, то, возможно, и полдня), то нашего соотечественника не остановят и пять горящих перед носом красных огней. Ему некогда, он экономит секунды, чтобы, добежав да дома, убить два часа перед телевизором. Единственное, на чем настаиваю — не переходите дорогу на красный свет светофора, когда гуляете с детьми. Обучая их нарушать правила, вы подставляете под удар их жизни. Я допускаю, что взрослый нарушитель может проскочить и сто, и тысячу раз (все зависит от его реакции, спортивности, глазомера и пр.).

Ребенок может погибнуть на десятой попытке, потому что он еще ребенок, а не тореадор, усвоивший искусство уворачивания от мчащегося на него бампера. Единственное, что может спасти ребенка на дороге — это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить — взрослый человек. И единственным способом — своим примером. При самостоятельных путешествиях детей надо приучать переходить дороги в группе людей, которые в той или иной степени о них позаботятся. Если в силу каких то обстоятельств вы переходите дорогу с оживленным движением — делайте это очень спокойно, не торопясь, ни в коем случае не бегая, не суетясь и не отпрыгивая от приближающихся машин, чтобы не попасть под колеса идущих рядом.

Помните: хорошо видимого, стоящего или медленно идущего в одном выбранном направлении пешехода можно объехать, скачущего из стороны в сторону подраненным зайцем — нет. Дайте возможность водителю прогнозировать ваши действия, и тогда он найдет способ избежать наезда. Нет водителей, мечтающих задавить как можно большее количество пешеходов. Неинтересны им гаишные дорожные разборки и судебные последствия ДТП. Так не мешайте им вас не давить. Особую внимательность надо проявлять пешеходам в зимнее время (к слову сказать, на три зимних месяца приходится 60% дорожно транспортных происшествий всего года) и в непогоду, когда видимость ограниченна.

Если же вы в последнее мгновение поняли, что столкновение неизбежно, постарайтесь, если у вас хорошая спортивная подготовка, высоко подпрыгнуть и вскочить на капот машины, а если вы упали — попасть между колес. Я присутствовал при происшествии, когда автобус наехал на пожилую женщину. Все были уверены, что ее раздавило в лепешку. Но она сориентировалась: в последний момент упала животом на асфальт, низко опустив голову (если бы она, полюбопытствовав, надумала разглядеть автобус, бампер снес бы ей полчерепа), и таким образом целой и невредимой оказалась под днищем экстренно затормозившего автобуса. Женщина и водитель отделались легким испугом.

К слову, другой подобный потерпевший при наезде автомобиля спасся тем, что на обледенелой дороге упал спиной на асфальт, выставленными ногами уперся в бампер и так по льду проехал добрых 15 метров до ближайшего, у обочины, сугроба. Во всех ситуациях возможного наезда для ослабления удара и защиты наиболее уязвимых участков тела надо сгруппироваться, закрыть голову руками, сумкой, портфелем и т.п. предметами и постараться не угодить под колесо. Если дорожно-транспортные происшествия произошли на ваших глазах, постарайтесь запомнить марку, цвет, номер и другие приметы совершившего наезд автомобиля и до приезда ГАИ сохранить в неприкосновенности следы аварии.

И последний совет. При всей полезности выполнения правил дорожного движения не следует доверять им абсолютно. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: на правила надейся, а сам не плошай. Возвращаясь к началу разговора, повторю: слепое исполнение правил хорошо где нибудь в Швеции, где светофоры не ломаются, водители не нарушают, а пешеход признается главной фигурой дорожного движения. У нас, чтобы не быть раздавленным, надо, кроме исполнительности, быть еще очень внимательным и где то даже расчетливо пугливым человеком. Трус на дороге живет гораздо дольше разудалого храбреца. Помните это и старайтесь сохранить себя для истинно героических дел.

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Андрей Ильичев.