Функции морских и судовых GPS-навигаторов, картплоттеры, их специальные возможности.

Какое то время фирма Garmin выпускала для использования при плавании по морю носимые GPS-навигаторы в качестве судовых. Они по всем функциям были аналогичны стационарно устанавливаемым судовым GPS-навигаторам, но имели встроенную базу данных координат маяков и навигационных знаков вдоль американского побережья. 

Кроме этого, некоторый портативные GPS-навигаторы Garmin предназначенные для использования на море в качестве судовых, в отличие от сухопутных аналогов, имели функцию Anchor Watch «Якорная вахта». Можно было сохранить в памяти точку, где вы бросили якорь, и задать какой-то радиус. Если якорь ползет и вас сдрейфовало за пределы заданного радиуса, навигатор подавал сигнал тревоги.

Функции морских и судовых GPS-навигаторов, картплоттеры, их специальные возможности.

Обязательна для морских и судовых GPS-приборов функция MOB (Man over board) — «Человек за бортом». Как правило, у носимых приемников она вызывается сочетанием клавиш, а специальные морские навигаторы имеют для ее быстрого вызова отдельную кнопку. При нажатии на нее прибор запоминает место происшествия как путевую точку под названием MOB и мгновенно включает режим навигации на эту точку.

Функции морских и судовых GPS-навигаторов, картплоттеры, их специальные возможности

Зачем? Упавшего человека в волнах видно, в лучшем случае, за несколько десятков метров, а то и меньше. Если вы потеряете человека, шансы спастись, даже для хорошего пловца, в открытом море ничтожны. Быстро наступает переохлаждение, потеря сознания и смерть. Жизнь упавшего зависит от того, как точно и быстро вы сможете вернуться к точке падения. На небольшом судне все на борту должны быть проинструктированы, как пользоваться режимом «Человек за бортом», а GPS-навигатор постоянно включен и готов к работе.

Такие мало используемые в наземном ориентировании функции, как ХТЕ (Cross-Track Error) — поперечное смещение с маршрута и VMG (Velocity Made Good), в некоторых приборах — WCV (Waypoint Closure velocity) — полезная или эффективная скорость. На море обретают смысл, становясь рабочим инструментом штурмана. С помощью ХТЕ, задав маршрут по оси фарватера, можно оперативно контролировать свое положение по отношению к его границам.

Звуковая сигнализация судовых навигаторов предупредит о выходе за границы безопасного коридора заданной пользователем ширины. «Эффективная скорость» помогает выбрать выгодный курс по отношению к ветру, волне и течению. Например, судно может идти с некоторым отклонением от направления на путевую точку, но под более выгодным углом к ветру, позволяющем развивать большую скорость, и прибыть к месту назначения быстрее, чем если бы оно шло по прямой. Особенно актуальна эта функция для парусных судов.

Картплоттеры, функции и специальные возможности.

О них стоит поговорить подробнее, как о судовых приборах с электронными картами, дающих преимущества судоводителю. Морские картплоттеры в еще большей степени отличаются от своих автомобильных собратьев. Так, если автомобильные навигаторы Garmin работают с картами Map Source, то морские должны поддерживать карты Blue Chart. Морская электронная карта содержит совершенно другие типы данных. Это, в первую очередь, глубины и линии равных глубин, изобаты. Обязательно указывается характер морского дна (песок, ил, скала). Для маяков, буев, вех и прочих средств навигационного обеспечения (СНО, navaids) даются не только координаты, но их цвет, форма, высота и описание башни маяка, подробные характеристики огней, сектора освещения и режим работы.

Указываются границы запретных и разрешенных районов плавания. Фарватеры, габариты судоходных пролетов мостов, сведения о приливах, течениях, текстовые сведения о местных правилах плавания и так далее. Всю эту информацию морской плоттер должен уметь прочитать и отобразить. Количество информации на морских электронных картах столь велико, что для ее оперативного восприятия крайне полезен, если не сказать необходим, цветной дисплей. В цветных картплоттерах, как правило, можно выбрать одну из нескольких цветовых палитр в зависимости от внешнего освещения. В том числе цвета ночные, не слепящие глаз.

Высококонтрастные цветные дисплеи современных картплоттеров повышенной яркости и с антибликовым покрытием можно использовать даже на ярком солнце, без затеняющих экранов и козырьков. Облегчает восприятие информации разнообразие экранных страниц. Одним из новшеств является многооконный интерфейс, позволяющий размещать информационные окна в любом удобном месте экрана. В профессиональных картплоттерах имеется возможность одновременного отображения двух картографических панелей с разными участками карты.

Для панелей можно установить разные масштабы и разную ориентацию карты. В морских судовых плоттерах начал применяться специальный режим изображения карты — режим относительного движения. Такой режим картплоттеры заимствовали из радиолокационной техники. В традиционном режиме истинного движения изображение карты неподвижно, а отметка судна движется. В этом режиме можно осуществлять прокрутку карты, передвигая джойстиком курсор к границе карты, тем самым перемещая и карту. Этот режим удобен для просмотра навигационной ситуации и планирования маршрута. В режиме относительного движения отметка судна неподвижна, а на дисплее плоттера смещается карта.

Этот режим удобнее для анализа и оценки обстановки по курсу. В частности для контроля положения судна на фарватере и в случаях расхождения со встречными судами. В судовых картплоттерах обязательно предусматривается подвижной курсор, управляемый джойстиком, маховичком или трекболом. С его помощью измеряется расстояние и азимут до любого объекта карты. Производится определение географических координат объектов и получение справочной информации об их характеристиках.

Измерения выполняются от текущего места судна до позиции курсора или между двумя любыми точками, отмеченными тем же самым курсором на карте. Курсором создаются и отмечаются как отдельные путевые точки, так и содержащие их маршруты. Информацию карты о глубине многие продвинутые картплоттеры могут интерпретировать и выдавать сигнал о мелях меньше заданной глубины и опасностях по курсу. Другая функция — автоматическая проверка составленного пользователем маршрута на безопасные глубины, также поможет исключить влияние человеческого фактора. Нередко, задавая лишь начальную и конечную точку маршрута, новички прокладывают его через опасные мели, а то и по суше.

Вот почему из электронно-картографических систем лучше отдать предпочтение специальным морским приборам с профессиональными векторными картами С-МАР, «Транзас», Navionics, Garmin Blue Chart, а не растровым картам, только отображающим отсканированную картинку, но не понимающим информацию о глубинах и опасностях. И конечно, не стоит плавать по приобретенным на рынке самодельным картам пиратского происхождения, что, к сожалению, бывает.

Здесь еще одним важным соображением является регулярная корректура карт. Наконец, специфически морскими являются функции многих приборов по приему и отображению метеорологической информации. Это факсимильные карты погоды, передаваемые в аналоговом режиме по радио. Текстовые радиосообщения NAVTEX (погода, навигационные предупреждения, сигналы бедствия и т.д.). Метеорологический сервис, предоставляемый компаниями Raymarine, Garmin (побережье США) и С-МАР (C-Forecast, акватория Средиземного моря, северной и средней Атлантики, Северного и Балтийского морей).

По материалам книги «Все о GPS-навигаторах».
Найман В.С., Самойлов А.Е., Ильин Н.Р., Шейнис А.И.