Меры электробезопасности в быту, вне дома и на производстве. Защита от электрических и электромагнитных полей.

Соблюдение мер электробезопасности в быту, вне дома и на производстве жизненно необходимо Не известно ни одной электротравмы от эксплуатации электробритв. Из бытовой техники наиболее опасны стиральные машины. Они устанавливаются во влажном помещении, вблизи водопровода, и электрический кабель бросается, как правило, просто на пол. 

Меры электробезопасности в быту, вне дома и на производстве. Защита от электрических и электромагнитных полей.

Опасны электронагреватели. Электрические приборы, имеющие металлический корпус, опаснее приборов в корпусе из пластмассы. В домашних условиях случаются смертельные исходы из-за одновременного прикосновения к поврежденному электроприбору и к батарее водяного отопления или водопроводной трубе.

Меры электробезопасности в быту и вне дома.

Пеpед включением электрической вилки в розетку убедитесь, что она именно от того прибора, который Вы собираетесь включить. Также после выдергивания вилки из розетки проверьте, что не ошиблись. Если провода и шнуры от соседних устройств похожи, сделайте их разными. Обеpните изоляционной лентой или покрасьте. Не беритесь за электрическую вилку мокpой рукой.

Меры электробезопасности в быту, вне дома и на производстве. Защита от электрических и электромагнитных полей

Не вбивайте гвоздь в стену, если не знаете, где проходит скрытая электропроводка. Следите за тем, чтобы розетки и другие разъемы не искpили, не грелись, не потрескивали. Если контакты потемнели, почистите их и устраните причину неплотного соединения. Не рекомендуется ходить под высоковольтными линиями электропередачи. Создаваемое ими в воздухе электрическое напряжение вредно действует на организм. Не следует приближаться к обоpванному пpоводу: может поразить шаговое напряжение. Если все-таки приходится пересекать опасную зону возле лежащего на земле пpовода, надо делать это бегом, чтобы одновременно только одна нога касалась почвы.

При входе в троллейбус не следует прикасаться рукой к его борту. Корпус троллейбуса может находиться под напряжением из-за пробоя изоляции. Лучше впрыгивать а троллейбус, а не входить. Выпрыгивать, а не выходить, чтобы не было ситуации, когда одна нога на земле, а другая — на подножке троллейбуса. Электрички и трамваи в этом отношении не опасны, потому что всегда заземлены.

Опасные факторы на производстве.

Наиболее опасные (в отношении электротравм) отрасли хозяйства — сельское хозяйство и строительство. Причины — в широком использовании временной электрической проводки. Брошенных на землю или кое-как подвешенных проводов, попадающих в лужи, повреждаемых транспортными средствами. Примерно 30 % электротравм на установках с напряжением 65 Вольт и ниже происходит от того, что в результате ошибки или поломки они оказываются под напряжением 220 или 380 Вольт. Поверхность изолирующего материала может стать электропроводящей в результате загрязнения и/или смачивания.

Наиболее часто жертвами становятся электромонтеры, радиомонтеры, электросварщики, строительные рабочие. Много случаев электрического поражения имеет место на производственных установках, в которых используются химически активные вещества, разрушающие изоляцию, а также в запыленных производственных помещениях. Пыль снижает изолирующие свойства конструкций; покрытый влажной грязью изолятор становится проводником. Опасны влажные помещения. Пробой изоляции может произойти в скрытой проводке — в месте прохождения провода через отверстие в стене. Поражение может наступить от одновременного контакта с влажной поверхностью (стеной, полом) и деталью водопровода или водяного отопления.

Больше половины поражений на электроосветительных установках случается при замене ламп. Поражения при совершении работ чаще имеют место в начале смены, перед обеденным перерывом и к концу смены. Объяснить это можно усталостью — ослаблением внимания, снижением сопротивляемости организма. Опасна временная прокладка кабеля по полу, по земле. Известны смертельные случаи из-за прикосновения токоведущих проводов к крышкам клеммных коробок. Из-за отсутствия единообразия в конструкциях токоведущих устройств случаются поражения при необдуманном совершении привычных действий.

Относительная опасность различных электрических приспособлений.

— Электродвигатель : 1 (уровень принят за единицу).
— Электросварочный аппарат : 41
— Переносной электроприемник : 72
— Высокочастотная установка : 118

Меры электробезопасности на производстве.

При работе в аппаратуре, которая находится под напряжением, следует держаться одну руку в кармане. Впрочем, случались смертельные поражения током после замыкания через две точки на одной ладони. Нельзя работать в аппаратуре, которую могут включить без предупреждения. В некоторых случаях погибшие от электротравм при ремонте аппаратуры могли защититься простыми матерчатыми перчатками без «пальцев».

Не следует оттаскивать голыми руками пострадавшего, который находится или может находиться под действием тока: спасающий сам может получить электрический удар через тело этого пострадавшего. Запрещается выполнение работ на линиях связи и электропередачи в сырую погоду, тем более в грозу. Включать и выключать мощные ручные рубильники разрешается только в изолирующих перчатках и галошах.

Защита от электрических и электромагнитных полей.

Электрические и электромагнитные поля вредно действуют на организм. Под действием переменного поля в теле человека имеет место циркуляция электрических токов. Возникает разность потенциалов между частями тела. При контакте с заземленной металлической поверхностью происходит разряд тела, ощущаемый как неожиданный укол.

Средства защиты от электрических и электромагнитных полей.

— Постоянные заземленные экраны.
— Переносные заземляемые экраны. Экраны делаются из металлической сетки или сплошного металлического листа.
— Экранирующая одежда из ткани с добавлением металлических нитей, из ткани с проводящим покрытием и пр.

Для защиты от статического электричества и наведенного напряжения корпус автомобиля, а также любого другого подвижного устройства из металла, должен заземляться. Поскольку покрышки колес делаются обычно из токонепроводящей резины, можно использовать цепь, волочащуюся за автомобилем.

По материалам книги «Основы электробезопасности».
Манойлова В.Е.