Особенности передвижения в горной местности в аварийной или экстремальной ситуации.

Ходить в горной местности наугад с целью сокращения пути — крайне недопустимо, так как это может привести к тяжелым непоправимым последствиям, например выходу на крутую осыпь с вертикальными уступами, непроходимые скальные участки, крупные ледниковые трещины, глубокие каньоны с отвесными стенами и т. п. 

Особенности передвижения в горной местности в аварийной или экстремальной ситуации.

Большое значение для передвижения в горной местности имеет поверхность горных склонов : каменистая, с растительностью или без нее, крутизна склона, наличие снега и льда, осыпи и скальных участков. Может оказаться, что человек или группа людей, оказавшиеся в горах вследствие аварии автомобиля или летательного аппарата (самолет, вертолет, планер, воздушный шар), совершенно не знакомы с техникой передвижения в горах.

Особенности передвижения в горной местности в аварийной или экстремальной ситуации

Давать исчерпывающие рекомендации бессмысленно, так как технические навыки чтением правил усвоить невозможно. Нужна определенная практика. Но вот дать некоторые советы, как поступить в той или иной ситуации и как лучше всего выбрать направление движения, его ритм и соблюсти при этом элементарные правила безопасности, можно.

В горной местности следует знать и помнить, что :

— Чем обрывистее участок, тем медленнее по нему надо двигаться.
— Вес переносимого груза не должен превышать одну треть массы тела. Иначе резко усиливается нагрузка, быстрее нарастает общая усталость всего организма, что ведет к перенапряжению и потере внимания.
— В зависимости от крутизны склона, веса несомого груза и физической подготовленности необходимо делать кратковременные остановки через каждые 25-45 минут передвижения.
— Отдых использовать максимально эффективно, расслабив все мышцы тела. Если отдыхать приходится стоя, то перенести центр тяжести тела на локти и ягодицы, чтобы отдохнули мышцы ног и спины.
— При ухудшении самочувствия, сильной отдышке или учащении пульса свыше 120 уд/мин надо остановиться на несколько минут и отдышаться. Движение возобновить только после нормализации пульса.

— Крутой склон, поросший травой, на котором скользят ноги, преодолевают зигзагом (серпантином) или «елочкой».
— При преодолении снежного крутого склона выбивают ступени, хорошо их утрамбовывая.
— Чтобы не терять равновесия на крутом склоне, вес тела переносят, опираясь на всю ступню.
— При передвижении по гребню надо держаться ниже наветренной стороны. Особенно если склон покрыт снегом, так как в этом случае снег здесь плотнее.
— Снежные мосты через трещины желательно при возможности обойти. Если это не возможно, то проходить такой снежный мост только поодиночке с обязательной страховкой. Если вы один, то лучше не рисковать и искать обходной путь.
— Лавиноопасный склон преодолевать быстро (если нет возможности выбрать другой путь), молча, стараясь идти след в след. Так чтобы не образовалась траншея, но с большим интервалом, необходимым для преодоления лавиноопасного участка.

Признаками лавинной опасности являются состояние погоды, крутизна склона и время суток. Но наиболее благоприятные условия для образования мокрых лавин возникают от сильных и обильных снегопадов (особенно весной), после которых наступает теплая и ясная погода. Под солнечными лучами снег подтаивает и на крутом склоне (чаще всего травянистом) может соскользнуть громадной снежной доской без видимых на то причин. Но при обильном снегопаде через 3-4 дня возникают и сухие лавины, образованные большим скоплением сухого свежевыпавшего снега.

При возможности выбора маршрута в лавиноопасной зоне предпочтительнее двигаться по склону, поросшему кустарником или деревьями, с выходами коренной породы, и избегать крутых узких долин и ущелий. Лучше всего преодолевать лавиноопасные склоны рано утром. А спуск в долину лучше всего производить по пологому гребню, не выходя на крутые склоны. Если возникает необходимость спускаться по осыпи, то ни в коем случае не прямо вниз, а наискосок серпантином, ставя ногу на всю ступню, предварительно опробовав камень на устойчивость.

Двигаться по осыпи с интервалом и так, чтобы не находиться друг над другом из-за возможности сбросить камень на голову внизу идущего, необходимо учитывать, что крутая осыпь может прийти в движение от громкого крика, или неосторожного движения по ней, или от сброшенных камней. На случай обвала осыпи в горной местности, надо заранее наметить возможное укрытие. Если осыпь не просматривается до конца или она очень крута, то движение по ней вниз опасно — она может закончиться обрывом. Некоторые горные якобы «тропы» таковыми не являются, так как образуются за счет сползания грунта и никуда не ведут, но также могут быть протоптаны горными козлами и выводят на отвесные скалы.

Движение по узкому каньону опасно. Возможно попадание на отвесные участки, которые нельзя обойти из-за крутизны склонов. При выходе в широкую горную долину, ущелье с ручьем или рекой надо двигаться вниз по течению с предварительной разведкой пути на возможность движения вдоль берега. Нет ли нависающих скал и водопадов. При необходимости преодоления горной реки вброд следует делать это в ранние утренние часы, так как уровень воды в эти часы минимальный и резко возрастает только к полудню за счет таяния снега и льда под лучами солнца. При пересечении горного потока место переправы следует выбирать в местах наибольшего разлива, там, где течение наиболее спокойное.

Но надо учитывать, что дно с мелким песком опасно. Песок обильно пропитан водой и может засосать человека так же, как трясина на болоте. Отсутствие бурунов и водоворотов говорит о том, что дно ровное, но в этом месте может быть достаточно глубоко. Найдя подходящее место для переправы, реку пересекают наискосок, вверх по течению и лицом к нему. Ногу переставляют, не вытаскивая из воды, плавно и без рывков, чтобы не потерять равновесие. После каждого дневного перехода должен быть полноценный отдых, который возможен только при организации нормального лагеря, защищенного от ветра, лавин и камнепада.

По материалам книги «Энциклопедия выживания».
Черныш И. В.