Особенности передвижения и организации быта в пустынях в аварийной или экстремальной ситуации.

Экстремальные ситуации в пустынях — авария транспортного средства, мотоцикла или автомобиля, аварийная или вынужденная посадка вертолета, самолета, воздушного шара, группа туристов, геологов, нефтяников заблудилась среди барханов или на большом такыре (солончаке) и потеряла направление. 

Особенности передвижения и организации быта в пустынях в аварийной или экстремальной ситуации.

В самом начале каждая из перечисленных ситуаций экстремальной может и не являться. Скорее, она аварийная с элементами катастрофической. Но последующее развитие событий может привести к ситуации экстремальной.

Факторы, приводящие аварийную ситуацию к экстремальной.

— Травмы людей во время аварии и невозможность оказать квалифицированную помощь. Нет человека, умеющего эту помощь оказать, или отсутствие необходимых медикаментов.
— Невозможность транспортировки пострадавших.
— Отсутствие средств ориентирования и неумение ориентироваться без карты и компаса в незнакомой местности.
— Сложные погодные условия: песчаная буря или мороз и ветер зимой в пустынях умеренного пояса.
— Отсутствие источника воды, незнание, где и как ее искать, нет запаса воды или он сильно ограничен.
— Отсутствие единого руководителя (лидера), что влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций и принятие неправильных решений о дальнейших действиях.

Особенности передвижения и организации быта в пустынях в аварийной или экстремальной ситуации

Поэтому при аварии или катастрофе транспортного средства категорически нельзя уходить от места аварии. Связано это с тем, что.

— Возле даже разрушенного транспортного средства (если оно не взорвалось) всегда легче укрыться от непогоды, сильной жары и хищных зверей.
— Транспортное средство легче увидеть спасателям (как с воздуха, так и с земли). Так как вас обязательно будут искать.
— В транспортном средстве всегда есть аптечка, некоторый запас воды и пищи, необходимые инструменты.

Практика показала, что все потерпевшие аварию в пустынях погибали от жажды из-за того, что уходили от транспортного средства в неизвестном для спасателей направлении. Но если все же принято решение выходить к людям самостоятельно, то необходимо помнить следующее.

1. Дороги в пустынях. Это сложное переплетение широких и узких троп и тропинок, веками протоптанных караванами кочевников. Тропы эти иногда теряются среди барханов, постоянно дующие ветры заметают их песком, но все же они хорошо видны с самолета и даже угадываются с высокого бархана. С земли их можно обнаружить и по верблюжьему помету, который скапливается в понижениях между песчаными барханами. Другое дело такыры и солончаки. Здесь любая колея или верблюжья тропа сохраняется несколько лет. Но каждый водитель автомашины, в отличие от лошади или верблюда, выбирает свою дорогу. И поэтому такие дороги представляют хитроумное переплетение следов. Бывает, что ширина такой «дороги» может достигать до 2 км.

2. И в пустынях Северной Африки, и в пустынях Азии места соединения дорог обозначаются какими-либо знаками. В Алжирской Сахаре — это деревянные столбы с указанием расстояний от одного оазиса до другого. В азиатских пустынях — это воткнутые в песок или такыр крупные стволы саксаула или песчаной акации с повязанными на них яркими кусками материи. В каменистых пустынях, например в Гоби, это груды камней в виде пирамиды высотой в 2-3 метра с палкой в верхней части. Устраивают такие пирамиды на возвышенных участках пустыни, чтобы их можно было увидеть издалека.

3. Как правило, все тропы и дороги в пустыне соединяют между собой колодцы, оазисы, поселения пастухов. Однако расстояния между колодцами разные — 25-65 км на больших караванных путях и до 150 км в сухих пустынях Африки, Азии и Южной Америки. Таких, как Руб-эль-Хали, Ливийская, Намиб, Такла-Макан, Атакама.

4. Переход по пустыне. В дневное время крайне затруднен из-за высокой температуры, приводящей к высоким физическим нагрузкам и следовательно, к обезвоживанию организма. Кроме того, высокая солнечная радиация создает угрозу быстрого перегрева организма и может привести к тепловому или солнечному удару. Поэтому движение по пустыне в летнее время лучше всего производить рано утром или поздно вечером. Выходить надо с утренней зарей и двигаться до 10 часов утра, затем отдыхать в импровизированном укрытии примерно до 6 часов вечера, пока не спадет дневная жара. При особой необходимости можно двигаться и ночью, ориентируясь по звездам.

Следует учесть, что принимать решение о переходе в поисках воды и населенного пункта (оазиса) можно лишь в том случае, когда.

— Есть абсолютная уверенность в возможности такого перехода, хорошо продуман маршрут.
— Имеется карта, компас и местность немного знакома.
— Знакомы особенности ориентирования в пустынях.
— Дневной переход не превышает 10-20 км, и это расстояние группа или один человек в состоянии пройти за 4-6 часов.
— Запас воды составляет норму из расчета не менее 8 литров на человека в день.
— Одежда, особенно головной убор и обувь, соответствует условиям.

Головной убор можно изготовить из белого куска материи. Например, майки или рубашки. Такой головной убор напоминает бедуинский бурнус. Глаза необходимо защитить темными очками или кусками материи с узкими прорезями. Рот и нос лучше всего завязать платком, а на ботинках или кроссовках соорудить бахилы из любой плотной ткани. Это необходимо, чтобы внутрь обуви не попадал песок. Никогда не пытаться загорать в пустыне, закатывать рукава рубашки, идти в шортах. Солнечная радиация настолько велика, что ожог кожи тела наступает уже через 10-20 минут.

При переходах по песчаным пустыням лучше всего придерживаться межбарханных понижений. Здесь более плотный песок и в случае необходимости легче добыть воду. Но ориентироваться в таких условиях достаточно сложно, так как нет возможности выдерживать нужное направление движения и совершенно нет ориентиров. Такое движение возможно только при наличии компаса. Одной из серьезных опасностей во время перехода по песчаной пустыне — это возможность быть застигнутым песчаной бурей.

В различных пустынях она имеет свои названия, но наиболее знакомое для всех — это самум. Предвестник песчаной бури в любой пустыне мира — звенящая в ушах тишина. Ветра нет совсем, появляется ощущение невероятной духоты, нехватки кислорода. На горизонте возникает темное, почти черное, облако, которое быстро приближается и вскоре закрывает все небо. Внезапно возникает странный звенящий металлический звон. Это начало песчаной бури. Песок вдруг взвивается гигантским вращающимся столбом и начинает метаться по пустыне, поднимаясь на высоту нескольких километров.

Возникшие одновременно с этим порывы ветра достигают скорости 50-80 м/с. Раскаленный песок обжигает лицо, забивает рот, глаза, уши, проникает внутрь одежды, превращает стекла часов и очков в непрозрачную матовую поверхность. При малейшем намеке на приближение песчаной бури в пустынях нужно немедленно лечь с подветренной стороны любого укрытия или хотя бы понижения, положить рядом с собой флягу с водой и по возможности плотно закутаться с головой в какую-либо ткань или куртку. Рот и нос обязательно закрыть платком. Песчаные бури могут продолжаться и несколько суток, но чаще они кратковременны.

По глинистым и каменистым пустыням идти не менее сложно, чем по песчаным. И хотя местность достаточно ровная и просматривается иногда на большое расстояние, существует реальная возможность отклониться от намеченного маршрута из-за отсутствия четких ориентиров. Кроме того, движение по ровному, как стол, и твердому, как бетон, такыру отрицательно воздействует на ступни ног, а переход по соляной или солончаковой пустыне быстро приводит обувь в полную негодность из-за острых граней соляных корок, по которым приходится постоянно идти. Довольно часто в пустынях возникают миражи, что тоже является проблемой для обессиленных людей. Как же велика бывает горечь разочарования от того, что возникшие на горизонте озеро, город, пальмы оказались лишь призраком и растаяли так же быстро, как и появились.

Основные опасности для жизни и здоровья в пустынях.

Самое основное, с чем сталкивается человек, попавший в пустыню, это.

1. Воздействие высоких температур, что приводит к :
— ожогу кожи (при нахождении на солнце без одежды даже в течение нескольких минут).
— солнечному удару.
— тепловому удару.
— обезвоживанию организма или дегидратационному изнурению.
— солевому изнурению.

2. Желудочно-кишечные расстройства из-за употребления сырой воды, взятой из подозрительных источников, и плохо проваренных продуктов.
3. Возможность инфекционных заболеваний (тиф, паратиф, гепатит). Также связанных с употреблением воды из непроточных водоемов и плохо прокипяченной.
4. Резкое снижение зрения при нахождении длительное время на солнце без защитных очков или самодельных приспособлений. Возникает явление, схожее со снежной слепотой в горах.

5. Укусы ядовитых животных.
6. Психические расстройства, связанные  с:
— полной потерей ориентировки.
— паническим состоянием из-за невозможности принять правильное решение.
— найти выход из создавшейся ситуации.
— невозможностью разрешить конфликтную ситуацию.
— гибелью товарищей во время аварии транспортного средства или во время перехода по пустыне.

По материалам книги «Энциклопедия выживания».
Черныш И. В.

Другие статьи схожей тематики :