Переправа по воде через реки и другие водные преграды на лодках, байдарках и плотах, переправа через водные преграды вплавь.

Для переправы через реки или другие водные преграды рекомендуется пользоваться лодками и байдарками, если их нет, то переправляться придется на самодельных плотах. 

Переправа по воде через реки и другие водные преграды на лодках, байдарках и плотах, переправа через водные преграды вплавь.

Загрузка лодки или байдарки должна быть равномерной. Рюкзаки укладываются невысоко, в средней части. Размещать членов группы следует так, чтобы корма была ниже носовой части. При переправе соблюдать правила безопасности. Переправляться на самодельных плотах можно, если их размеры и грузоподъемность соответствуют виду и качеству различных пород древесины.

Порода дерева
Подъемная сила 1 м2 дерева, в кг
Свежесрубленного Сухого
Тополь, кедр, пихта, ель 250 500
Сосна, осина, ива, ольха
200 450
Береза, лиственница, вяз, каштан 150 400
Дуб, ясень, клен, бук, граб 300-200

Переправляться на деревянных лодках можно при соблюдении требований вместимости для таких лодок, приведенных в таблице ниже.

Характеристики и вместимость деревянных лодок.

Длина в м
Ширина в м Высота в м
Емкость в м3
Вес в кг
Вместимость (чел.)
7,3 1,8 0,8 6,3 600 22
6,7 1,7 0,75 5,1 525 18
6,1 1,65 0,75 4,6 450 16
5,5 1,65 0,68 3,7 400 12
4,9 1,65 0,68 3,3 340 11
4,3 1,5 0,6 2,3 275 8

Для переправы можно использовать надувные матрацы. Из двух соединенных между собой матрацев и нескольких палок для жесткости связывается плот. Грузоподъемность такого плота до 150 кг. Один конец вспомогательной веревки прикрепляется к плоту, другой находится на берегу у группы, которая осуществляет им страховку.

Переправа по воде через реки и другие водные преграды на лодках, байдарках и плотах, переправа через водные преграды вплавь

Первый, достигнув берега, привязывает еще один конец веревки с другой стороны плота. В дальнейшем плот веревками перетягивается поочередно с одного берега на другой. Организуется паромная система. Можно использовать и другой способ передвижения парома. Между берегами натягивается основная веревка. К ней пристегиваются карабином, который привязан к короткому концу (около 1 метра) репшнура, идущего от плота. Плот двигается за счет течения. Вещи следует располагать равномерно и привязывать. В целях безопасности переправляться следует по одному.

Для переправы можно пользоваться и деревянными саликами, но при прохождении сложной переправы рекомендуется брать с собой разборный катамаран. Катамаран состоит из двух одинаковых легких гондол, в которые вкладывают 6-8 надувных волейбольных камер. Две гондолы и несколько реек (сучков) соединяют между собой и получается надувной плот. Дальше переправа проходит, как
описано выше.

В очень редких случаях переправа осуществляется на лошадях. При этом способе переправы глубина брода не должна превышать 1,3 метра при скорости течения до 2 м/сек, глубина 0,8 метра при скорости течения до 3-4 м/сек. При переправе верхом нужно давать лошади некоторую свободу в выборе пути. Если осуществляется групповое преодоление брода верхом через быструю реку, сильных лошадей нужно ставить несколько выше по течению, чтобы они принимали силу течения на себя. При малом количестве лошадей переправа группы осуществляется челноком.

Возможен и другой способ переправы, когда переправляющиеся переходят реку вброд или плывут рядом с лошадью, придерживая руками стремя. Перед переправой рюкзаков содержимое внутри них нужно переложить в полиэтиленовый вкладыш. Переправа верхом с рюкзаком недопустима.

Переправа через реки и другие водные преграды вплавь.

Этот вид переправы в горно-таежном пешем походе применяется редко из-за низкой температуры воды, сильного течения, загроможденного русла реки — когда невозможно применить другие виды переправ, например переправу на плотах. Водные преграды можно преодолевать вплавь умеющим хорошо плавать и с использованием плавательных средств при скорости течения до 3 м/сек. Течение считается слабым — до 0,5, средним — от 0,5 до 1, быстрым — от 1 до 2 и очень быстрым — свы­ше 2 м/сек. Переправляться вплавь можно без затруднений человеку при скорости течения до 1 м/сек и ширине реки 60 метров. Верховым лошадям — до 2 м/сек и ширине реки до 300 метров.

Для переправы вплавь используют такой способ.

Один из участников похода, обвязавшись вспомогательной веревкой, переправляется вплавь, вытягивает с помощью вспомогательной основную веревку и закрепляет ее на противоположном берегу. Оставшиеся туристы натягивают и закрепляют веревку (трос) на своем берегу. Затем следует переправлять людей и рюкзаки одним из приемлемых для этого участка способом.

Основные требования этого вида переправы следующие.

— Первый переправляющийся должен хорошо плавать, быть физически крепким, так как ему придется затрачивать большие усилия в преодолении потока и сопротивления страхующей веревки.
— Необходимо организовать пост перехвата ниже по течению.
— Туристы, не занятые страхов­кой, должны быть готовы оказать помощь, если кого-нибудь снесет течением.

Можно преодолевать водную преграду вплавь с рюкзаком. Для этого содержимое рюкзака укладывается в полиэтиленовый мешок, прочно завязывается и затягивается лямками рюкзака. Турист, придерживая одной рукой рюкзак, а другой загребая, переправляется на противопо­ложный берег.

При переправе по воде необходимо соблюдать следующие основные правила безопасности.

— Запрещается переправа в штормовую погоду.
— Нужно не перегружать судно людьми и грузом.
— При переправе на плотах, матрацах, катамаране, салике вначале проверить надежность соединения и грузоподъемность, ниже по течению выставить посты перехвата.
— Переправляться верхом на лошади только по одному.
— Способом преодоления реки вплавь вместе с лошадьми могут пользоваться только хорошо умеющие плавать.