Официальные и коммерческие электронные карты для GPS-навигаторов. *



Официальные карты на электронном или бумажном носителе создаются национальными органами Топографической или Гидрографической служб, уполномоченными правительством. Эти службы несут ответственность за точность и достоверность картографических данных. Также они ответственны за своевременную корректуру карт.

Официальные и коммерческие электронные карты для GPS-навигаторов.

Наличие официальных морских карт на крупных судах профессионального флота является обязательным согласно Международной конвенции SOLAS (Safety Of Life At Sea). Требования обеспечения безопасности международных морских и авиационных сообщений в условиях возросшей интенсивности движения привели к необходимости регулирования внедрения электронных карт соответствующими международными институтами.

Особо остро встал этот вопрос в связи с внедрением электронных картографических систем на морском флоте. В результате работы ряда комитетов Международной Гидрографической и Морской организаций (IHO, IMO) в 2000 году был разработан и утвержден стандарт S—57/3 для передачи цифровых гидрографическихданных.

Согласовано, что официальные электронные карты должны поставляться в формате стандарта S—57/3. Отображение и содержание электронных карт в электронной картографической и информационной системе (ECDIS/ЭКНИС) должно удовлетворять спецификациям другого стандарта — S—52.

Руководящие документы IHO и IMO требуют, чтобы установленная на судне ECDIS использовала официальные электронные карты (базу данных электронных карт), поддерживаемые автоматической корректурой, и имела резервирование на случай выхода из строя. Только в этом случае наличие на борту морского судна бумажных навигационных карт не является обязательным.

Официальные и коммерческие электронные карты для GPS-навигаторов

Такова концептуальная основа замены традиционных бумажных карт на систему ECDIS, являющуюся новейшим и исключительно эффективным средством навигации. При этом конвенция SOLAS определяет ECDIS в совокупности с базой данных официальных электронных карт как юридический эквивалент откорректированной бумажной карты.

Интересно отметить, что начиная с 1995 года, когда был принят эксплуатационный стандарт для ECDIS, моряки всерьез обсуждали, проживет ли бумажная карта еще 10 лет. Но реальная жизнь развеяла этот явный оптимизм. В чем же причина?

Она заключена в малом покрытии акваторий официальными электронными картами нужных масштабов. Так, по данным в 2001 году ими было покрыто около 3—10% усредненного ходового времени судна в стесненных водах, что, безусловно, сдерживает распространение и производство ECDIS. С другой стороны, ряд картографических компаний начали интенсивно выпускать электронные карты в собственных форматах данных.

Такие карты, не являющиеся официальными, получили названия коммерческих и позволили промышленности начать производство электронных картографических навигационных систем (ЭКС) и картплоттеров с использованием коммерческих электронных карт. Наиболее распространенными коммерческими электронными картами являются карты компаний С-МАР, Garmin, Navionics и «Транзас».

Выбор электронных карт.

Зачастую вопрос о выборе пользователем навигационного оборудования сводится к выбору электронных карт. При этом приходится учитывать :

- какой формат карт обеспечивает наиболее полное покрытие;
- чья технология обладает наивысшим уровнем качества;
- какие карты корректируются наиболее часто;
- кто имеет самую широкую сеть дилеров;
- имеется ли у изготовителя лицензия на исходный картографический материал.

Для определения карт на нужный пользователю район предназначены электронные или бумажные каталоги карт. Так, в коллекциях компании С-МАР можно найти электронные карты на акватории России от Северной Земли до Каспийского моря.

Хороший пример подала компания Garmin, наладив совместно с компаниями «Навиком» и «Новикарт» выпуск карт России на ряд регионов. Карты компании «Транзас» нашли широкое применение в навигационных картографических системах и тренажерах, разработанных компанией. Форматы электронных карт и программы для их отображения являются интеллектуальной собственностью компаний-разработчиков, а потому тщательно ими охраняются.

Применение растровых карт.

Растровые карты благодаря программе OziExplorer получили второе дыхание. Нет, растровые карты не загружаются в традиционный навигатор. Данная программа поддерживает обмен навигационными данными с навигаторами и обеспечивает создание маршрутов и путевых точек. Вся подготовка данных осуществляется на персональном компьютере, где на откалиброванной и загруженной в него растровой карте отмечаются путевые точки.

Затем они вводятся в навигатор, обеспечивая ваше путешествие по намеченному маршруту. С другой стороны, возможно и самостоятельное использование интеллектуальной «связки» из компьютера и GPS-приемника для текущей навигации по растровой карте. Возможности такой навигации немного, но все же уступают типовым навигаторам.

Развитие электронных карт.

Рассматривая электронные карты, надо учитывать, что их возможности обеспечиваются, с одной стороны, своей логической структурой, а с другой, программой их обработки и отображения. Интеграция электронных карт с устройствами и приборами определения координат с использованием системы GPS привела к появлению принципиально новых систем, к которым и относятся и GPS-навигаторы и электронные картографические системы (ЭКС и ЭКНИС/ECDIS).

Вот некоторые дополнительные свойства электронных карт :

- пределы масштаба карт от 1:1000 до 1:200000000;
- высокая точность представления данных (ошибка в пределах 0,2 мм на бумажной карте);
- обширная информация об объектах карты, характеристиках навигационного оборудования, входах портов, приливах, течениях и данных климата;
- активизация звуковых предупреждений;
- обеспечение видимости секторов огней;
- широкий выбор информационных слоев;
- получение корректуры через Интернет.

"Все о GPS-навигаторах". Найман В.С., Самойлов А.Е., Ильин Н.Р., Шейнис А.И.

Рекомендуем для ознакомления :

  • Способы навигации в портативных GPS навигаторах, свободная навигация
  • Назначение путевых точек (Waypoints) в GPS навигаторах, особенности путевых точек
  • Портативные GPS-навигаторы Garmin, типовые характеристики, внешнее питание
  • Спутниковые GPS-навигаторы в автомобиле, назначение и сферы применения
  • Функциональные особенности автомобильных GPS-навигаторов
  • Морские и судовые GPS-навигаторы, особенности использования и применения
  • Функции морских и судовых GPS-навигаторов, картплоттеры, их возможности
  • Электронные картографические системы, виды и основные функции систем
  • Какие бывают электронные карты, векторные и растровые карты, свойства и отличия

    Посмотреть другие статьи:



    В общий раздел - Укрытия и убежища. Передвижение, ориентирование на местности и преодоление препятствий.
    В раздел - Полезные мелочи и советы

    * - изложенные рекомендации - не являются догмой, их следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.