Если заблудились в лесу, порядок поведения и действий. Занятия со школьниками. Вариант. *



В виде такого своеобразного занятия-игры очень удобно обучать навыкам выживания и затем принимать зачеты у школьников, получается очень наглядно, интересно и не скучно. Методика опробована и прекрасно себя зарекомендовала в ходе проведения десятидневных занятий по основам выживания с учащимися пятых-десятых классов школ и лицеев Киевской области.

"Приключения Грибника"
Занятие-игра в трех частях.
Часть I

Решил как то Грибник на выходные съездить пособирать грибы, очень он их любил. Тем более погода не сильно жаркая, слегка осенняя, ночью правда уже холодновато, но на ночь он оставаться не собирался, туда и вечером обратно. Поднялся пораньше, сел в машину и поехал в тот самый что ни есть грибной лес, так соседи подсказали у которых там дача, хотя он сам там еще ни разу не был.

Приехал на место с рассветом, в семь часов утра, посидел и поговорил с соседями, оставил машину у них на даче, собрался и в 9.00 пошел по грибы. А так как рассчитывал он походить только до обеда и вернуться, то особо не одевался и ничего с собой лишнего не брал, а только :

1. Панама
2. Футболка
3. Трусы
4. Брюки
5. Носовой платок
6. Носки
7. Кроссовки
8. Рюкзак на 20 л
9. Кусок полиэтилена 1.2х1.5 м, на случай дождя
10. Зажигалка
11. Пачка сигарет
12. Шоколадка
13. Два бутерброда с салом
14. Бутылка с минералкой 1 л.
15. Два полиэтиленовых пакета по 35 л.
16. Пачка влажных салфеток
17. Туалетная бумага
18. Складной нож
19. Связка ключей с минифонариком
20. Мобильный телефон
21. Фотоаппарат
22. Электронные часы

Срезал Грибник себе посох и пошел по лесу искать грибы. Долго ходил, внимательно смотрел... но так ничего, кроме мухоморов и поганок не нашел. Расстроился он и сел перекусить. Съел оба бутерброда, запил минералкой, глянул на часы, а времени уже 15.30, пора возвращаться и ехать домой. Только вот куда идти, в какую сторону возвращаться?

"У меня же есть мобильний... сейчас позвоню и спрошу..." - обрадовался Грибник, однако радость была преждевременна, не было покрытия мобильной сети в той местности. Сел Грибник и начал вспоминать все что знал об ориентировании в лесу и вообще, но кроме как что то о пнях, темной коре деревьев их кроне и муравейниках с лишайниками не вспомнил.... Однако ничего такого вокруг не было, ни пней, ни муравейников, ни лишайников... да и кроны у деревьев как будто одинаковые со всех сторон.

Достал тогда Грибник шоколадку и начал ее неторопливо есть, стараясь вспомнить по ориентированию что то полезное и пригодное в данной ситуации. И вспомнил... как то на пикнике, один из друзей показал ему как с помощью обыкновенной палочки и солнца определить стороны света. Так он и поступил, вскоре определив стороны света.

Настроение у Грибника заметно поднялось - "Так... когда выходил, солнце только показывалось над деревьями, значит шел на восток, а чтобы возвратится обратно надо идти на запад... а запад у нас там... где то да выйду, лишь бы людей встретить..." Сказано - сделано, пошел Грибник на запад, к людям и своей машине, так он предполагал....

Проверьте себя ответив на контрольные вопросы :

1. Какие ошибки допустил Грибник когда понял что заблудился?
2. Что должен был вспомнить Грибник об ориентировании в лесу по местным предметам и насколько это надежно?
3. Что за метод использовал Грибник для определения сторон света?
4. В правильном ли направление решил Грибник выходить к людям?

Конец первой части занятия.



Ответы и разбор ошибок допущенных Грибником.

1. Какие ошибки допустил Грибник когда понял что заблудился?

Любую имеющуюся в наличии пищу надо беречь. Шоколад необходимо было сохранить до лучших времен. Если вы заблудились, то тут же надо ввести режим жесткой экономии в отношении находящихся при вас запасов воды и пищи.

2. Что должен был вспомнить Грибник об ориентировании в лесу по местным предметам и насколько это надежно?

- кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне, тоньше и эластичнее (у березы светлее) - на южной;
- на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
- годовые кольца на свежих пнях деревьев расположены гуще с северной стороны;
- с северной стороны деревья, камни, раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;
- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, северный - крутой;
- у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны;

Но при этом необходимо помнить! Определение сторон горизонта по местным предметам производится только в сочетании с другими более надежными способами, определение сторон горизонта только по местным предметам приводит к очень большим и критическим погрешностям, а иногда вообще не представляется возможным.

3. Что за метод использовал Грибник для определения сторон света?

Вот такой - воткните в землю палку не менее 1 метра длинной. Отметьте конец тени, это первая точка - на рисунке обозначена зеленым кружком. Подождите не менее 15 минут и отметьте вторую точку на конце тени - на рисунке обозначена красным кружком. Соедините первую и вторую точки, при этом точка первой тени будет показывать направление на запад, а вторая - на восток.

Линия, проведенная от основания палки под прямым углом к уже имеющейся линии восток - запад, укажет направление на север. Однако следует помнить, что данный способ наиболее точен в южных районах в летний и зимний периоды, менее точен весной и осенью и совершенно непригоден в дни зимнего и летнего солнцестояния.



4. В правильном ли направление решил Грибник выходить к людям?

В целом направление движения было выбрано Грибником интуитивно правильно, но не стоит забывать один момент - Солнце действительно встает приблизительно на востоке, но видел то его Грибник уже в 9.00 утра и со времени появления Солнца над горизонтом прошло уже два часа, учитывая угол поворота Земли или кажущегося смещения Солнца (15 градусов/час), ошибка составляет около 30 градусов, то есть почти юго-восток.

Следовательно решив пойти строго на запад, теоретически Грибник ошибся в направлении движения, тем более что он не учел то, что все это время двигался не по идеальной прямой. Связано это с тем, что левый шаг человека длиннее правого на 0,1-0,4 мм, и идя без ориентиров по его мнению прямо, он все более уклоняется вправо, рано или поздно возвращаясь в исходную точку своего маршрута, делая круг приблизительно диаметром 3,5 км.

Практически же, эта задача не имеет решения, шансы вернуться в исходную точку при данных условиях стремятся к нулю, если первоначально при выходе не сориентироваться и периодически не контролировать направление своего движения. Траектория движения Грибника будет выглядеть приблизительно вот так :



Обозначения на схеме :
1 - Точка выхода
2 - Точка привала
Зеленая линия - маршрут движения
Синяя прерывистая - выбранное направление движения для возвращения

Фото с занятий :



Еще почитать:

  • Планирование и организация пеших переходов
  • Передвижение и преодоление препятствий
  • Порядок и интенсивность движения на маршруте
  • Встречи и конфликты с местным населением
  • Встречи с дикими хищными животными и птицами
  • Поведение человека отставшего от группы
  • Поиск правильной дороги. Выход к людям
  • Движение в ненаселенных районах
  • Особенности передвижения в горной местности
  • Особенности передвижения в пустынях
  • Особенности подготовки, проведения походов зимой
  • Подземные пещеры и лабиринты

    В общий раздел - Укрытия и убежища. Передвижение и преодоление препятствий.
    В раздел - Полезные мелочи и советы

    * - изложенные рекомендации - не являются догмой, их следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.