Конфликтные ситуации, пути и возможности их разрешения в экстремальных условиях автономного существования. *



При длительном пребывании в экстремальных условиях автономного существования двух и более человек порой возникают сложные взаимоотношения между ними, связанные с изменениями психологических и адаптационных преобразований.

В экстремальных условиях у некоторых членов группы появляется отчуждение от общих проблем группы, возникает неприятие и непонимание действий, направленных на спасение, возрастает склонность к постоянному пререканию, несогласию с общими задачами и общими действиями.

Часто это приводит к острейшей конфликтной ситуации. У отдельных членов группы возникает представление о большей эффективности их индивидуальных путей выхода из сложившейся экстремальной ситуации.

У таких людей при стрессе возникают характерные для такой формы общения застойность собственных негативных мнений, снижение критичного к ним отношения. Мелкие неприятности перерастают в глобальные проблемы, а обиды перерастают в агрессивные действия.

Это чаще всего связано со стрессовым состоянием психики, острым сужением поля сознания и ослаблением психологического контроля личности над ситуацией.

Любой конфликт нарушает нормальное течение жизни в коллективе, состоящем порой из случайных людей, объединенных лишь общей экстремальной ситуацией. Такой конфликт в группе - явление крайне нежелательное, а в острых формах и неприемлемое явление.

Корни таких конфликтов лежат в эмоциональной сфере - раздражении и недоверии. Любой конфликт есть предельный случай обострения противоречий, проявление противоборства, попытки навязывания собственного мнения, порой в неприемлемой для окружающих агрессивной форме, т. е. активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения.

Конфликтная ситуация может возникнуть задолго до того, как произойдет прямое столкновение. Она может "тлеть" длительное время и вспыхнуть внезапно, поставив под удар всю налаженную систему выживания группы, внести раскол во взаимоотношения и даже привести к гибели, как отдельных членов, так и всей группы. Любое изменение конфликтной ситуации приводит или к прекращению конфликта, или же, наоборот, к его разгоранию с новой силой.

Порой конфликтная ситуация в своем развитии может перейти в истерику у одной из конфликтующих сторон. Причем впасть в истерическое состояние может необязательно женщина.

Привести человека в такое состояние может создавшаяся аварийная ситуация, выхода из которой он или она не видит, отсутствие достаточного количества пищи и необходимость ее строжайшей экономии, внезапная (при катастрофе самолета, парохода, другого транспортного средства в ненаселенной местности) необходимость отказа от привычного образа жизни и требование руководителя исполнения необычных, иногда с точки зрения данного человека, "грязных" обязанностей и т. п.

Воздействие истерического припадка на окружающих колоссально, даже вопреки здравому смыслу и человеческой морали. Во время припадка человек, впадший в истерику, редко наносит себе тяжелые травмы; даже падая на землю, он или она сначала выберет место почище и только потом ляжет. Опасность состоит в другом. Сочувствие зрителей разжигает азарт и доводит до такой степени, что впавшему в истерику бывает трудно остановиться.

Во время истерического припадка, в отличие от эпилептического, зрачки обязательно реагируют на свет, практически не бывает произвольного мочеиспускания и прикусов языка. Прервать припадок, а точнее, прекратить спектакль проще всего, удалив зрителей или внезапно ударив впавшего в истерику человека по щеке, облив холодной водой или неожиданно с грохотом обронив что-либо на землю. Почти сразу произойдет мгновенная реакция: человек вздрогнет, оглянется по сторонам и вряд ли продолжит свое представление.

Любой конфликт динамичен в своем развитии. В нем наблюдаются следующие стадии развития: возникновение, осознание конфликтной ситуации, проявление конфликта, поиск средств его устранения и его затухание (разрешение). Бывают конфликты кратковременные, длительные и затяжные или зашедшие в тупик.

Длительность протекания конфликта связана с неумением или нежеланием конфликтующих сторон найти выход из создавшегося положения. В этом случае рождаются и укрепляются чувства неприязни и даже явно выраженной вражды, стороны превращаются в противников.

В условиях автономного существования с наличием экстремальной ситуации люди, попавшие в такие условия, не всегда находят пути и возможности бесконфликтного общения. Это зависит от жизненного опыта человека и уровня его культуры.

Устранение конфликтов

Cводится, в первую очередь, к предупреждению любой конфликтной ситуации. Руководитель группы или тот, на кого эту обязанность в критический момент возложила группа, должен предусмотреть возможности возникновения конфликтных ситуаций. Необходимо постараться не допустить их, а в случае малейшего проявления намеков на их возникновение немедленно принять меры к устранению такой ситуации.

При возникновении конфликта руководитель должен взять на себя управление конфликтом, если тот возник в межличностных отношениях и принять оптимальное решение его разрешения, не ущемляя самолюбия конфликтующих сторон.

Для преодоления межличностного конфликта необходимо, прежде всего, реалистично оценить его суть и установить не только непосредственный повод, но и его причину. Следует учитывать, что истинная причина конфликтной ситуации зачастую маскируется его участниками. Надо иметь в виду, что проявляющиеся в конфликте противоречия могут быть как реальными, так и воображаемыми и часто его суть оказывается не столь значительной.

Разрешение конфликта почти всегда усложняется и даже разгорается с новой силой, если его пытается урегулировать одна из противоборствующих сторон.

Если участники конфликта пытаются таким способом решить, как действовать в той или иной ситуации и их взгляды прямо противоположны, то в этом факте уже содержится утверждение, что конфликтующими сторонами различаются не цели (то есть сам факт выживания и спасения), а истолкование того, каким путем этого можно достичь. Для разрешения такого конфликта нужно показать различия в понимании подхода к одинаковой цели.

Часто эмоции конфликтующих сторон свидетельствуют об отсутствии серьезных аргументов. Эмоциональный тон при выяснении отношений почти всегда снижает эффект воздействия друг на друга.

К сути главного вопроса, вокруг которого и разгорелся конфликт, "примешиваются" личные антипатии, резкость, обидные слова, угрожающие мимика и жесты, высокомерный тон, презрительный взгляд. Конфликт приводит к нарушению установившихся отношений, создает в группе нетерпимую обстановку и вызывает стрессовые состояния не только у конфликтующих, но и у окружающих.

Существует несколько тактических приемов разрешения конфликтов. Уход от конфликта может быть произведен руководителем созданием "условно" критической ситуации, при которой необходима срочная мобилизация всей группы. Например, быстрый перенос места лагеря на более безопасное место, форсированный марш ввиду надвигающейся опасности и т. д.

Среди других тактических приемов могут быть и такие, как сглаживание спорных вопросов, нахождение компромисса, создание ситуации "переговоров", выявление "зоны согласия", определение границ конфликта и, наконец, использование принуждения к его окончанию. Тактика управления конфликтом выбирается в зависимости от его содержания и глубины, а также от психического состояния конфликтующих сторон.

Разрешение конфликта возможно лишь при наличии у руководителя объективного подхода к его сути и каждой из противоборствующих сторон. Это обеспечивает более быстрое и легкое разрешение конфликта. В этом заключается психологическая закономерность: люди, которые разделяют наши взгляды, вызывают у нас чувство симпатии и расположения.

Но это лишь до тех пор, пока не выявится различие во взглядах. Поэтому нельзя обвинять кого-либо в возникновении конфликта, необходимо ликвидировать породившие его причины.

"Энциклопедия выживания" Черныш И. В.

Еще почитать:

  • Классификация экстремальных ситуаций
  • Что делает ситуацию экстремальной?
  • Действия попавшего в экстремальную ситуацию
  • Действия в первые часы экстремальной ситуации
  • Факторы выживания и риска
  • Особенности различных факторов выживания
  • Психологические особенности аварийных ситуаций
  • Этапы психологической адаптации
  • Факторы голода и жажды в аварийной ситуации
  • Как справиться со страхом и взять его под контроль



    В общий раздел - Поведение и планирование действий человека при возникновении экстремальной ситуации.
    В раздел - Полезные мелочи и советы

    * - изложенные рекомендации - не являются догмой, их следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.