Кораблекрушение. Решение о необходимости оставить судно. Действия экипажа и пассажиров. *



Условия выживания на воде, вероятно, хуже, чем в любой другой среде, и предъявляют самые безжалостные требования. Самолеты и корабли имеют спасательное снаряжение, но при неспокойном море может быть нелегко даже просто забраться в лодку.

Аварийный запас пищи и воды когда-нибудь заканчивается, а возможные их источники в море ненадежны - поэтому необходимо использовать любые возможности добывания пищи из моря и сбора питьевой воды, чтобы сохранять запасы как можно дольше.

Не все рыбы съедобны, а некоторых даже опасно брать в руки. Даже добравшись до берега, можно напоследок столкнуться с опасностями высадки, если побережье сложное в этом плане, поэтому уделите внимание соответствующим советам, чтобы уменьшить риск.

Первое и наиболее опасное последствие кораблекрушения - это паника среди пассажиров. Возникает она, как правило, спонтанно и развивается молниеносно. Человек, охваченный паникой, плохо соображает, и часто толпа становится опаснее непосредственного стихийного бедствия или аварии, которые и вызвали паническое состояние людей. Паника редко начинается сразу у нескольких людей, ее зачинщиком чаще всего становится один человек.

Именно поэтому команде корабля надо постараться вычислить человека или нескольких человек, способных создать хаос, т. е. являющихся потенциальными паникерами. При длительном плавании пассажирского судна, когда все пассажиры на виду, такого человека или нескольких человек можно вычислить заранее и обратить на них особое внимание.

Как правило, люди, подверженные паническим состояниям, даже в обычных условиях легко возбудимы, проявляют повышенную раздражительность, вечно бывают чем-то недовольны, зачастую высказывая это в резкой форме.

Расчеты, сделанные на основании анализа многих аварий и катастроф в самых различных ситуациях и на разных видах транспорта, показывают, что вероятность спасения при организованном выходе из зоны аварии, катастрофы или стихийного бедствия и в частности, оставлении судна, терпящего бедствие, выше панического в 4-47 раз (в зависимости от типа спасательного средства).

Большие современные суда имеют достаточно высокую скорость движения, поэтому столкновение с айсбергом, другим судном или посадка на мель могут привести к крупным повреждениям (пробоинам) корпуса, резкому наклону судна и даже разламыванию его пополам. Особенно это опасно ночью, когда ночью паника среди пассажиров еще более вероятна.

Чтобы избежать панического страха перед неизвестностью, каждый пассажир должен не только изучить инструкцию по поведению во время катастрофы, но и ознакомиться с расположением спасательных плавсредств, особенно тех, которые указаны в каждой конкретной инструкции, имеющейся в его каюте, то есть тех, возле которых он должен находиться по сигналу тревоги.

Лучше всего даже несколько раз пройти этот маршрут от своей каюты до спасательного плавсредства и хорошо его запомнить, так как ориентироваться во время катастрофы, особенно ночью, очень нелегко.

Решение о необходимости оставить судно принимается капитаном, поэтому:

  • посадка в шлюпки или спасательные плоты производится только по команде с мостика;
  • в первую очередь предоставляются места женщинам, детям, раненым, старикам и инвалидам;
  • с собой разрешается брать только документы, спички или зажигалку, деньги, личные лекарства, одеяло. Все другие предметы и личные вещи брать в спасательное плавсредство запрещено! последним покидает корабль капитан.

    В основе этих жестких этических правил лежит целесообразность, подтвержденная всеми происходившими катастрофами судов на море.

    Действия экипажа

  • Без суеты и нервозности спустить на воду шлюпки или сбросить плоты и вытянуть линь;
  • По возможности загрузить одеяла дополнительно к имеющемуся аварийному набору, еще продукты и питьевую воду, аварийную радиостанцию.
  • Соблюдая очередность, без суеты и паники принять на борт только то количество людей, которое данное плавсредство может выдержать;
  • Помочь всем пострадавшим при погрузке.
  • После полной загрузки спасательного средства перерезать линь.
  • Спустить плавучий якорь.
  • Попытаться собрать все обломки, плавающие вокруг судна, которые могут пригодиться в дальнейшем (деревянную тару, спасательные пояса и т. п.). Но не перегружать ими плавсредство.
  • Установить связь с другими плавсредствами.
  • Закрыть входные отверстия спасательного плота, если холодно или море сильно штормит.
  • Наддуть днище плота.
  • Проверить, нет ли течи, а на надувном плоту и утечек воздуха.
  • Вычерпать всю попавшую в плавсредство забортную воду.
  • Проверить надежность закрепления снаряжения во избежание потерь при опрокидывании на крутой волне или при шквальном порыве ветра.
  • Выставить вахтенного.
  • Подготовить к использованию все индивидуальные спасательные средства, всем обязательно постоянно находиться в спасательных жилетах.
  • Первые сутки питьевую воду давать только раненым и больным.

    Действия пассажиров

  • По возможности надеть на себя побольше одежды.
  • Правильно надеть спасательный жилет.
  • Не прыгать за борт без крайней необходимости и попытаться сесть в спасательное плавсредство сухим.
  • При необходимости прыгать за борт - это надо делать с высоты не более 5 м, закрыв нос и рот одной рукой, а другой крепко держась за жилет.
  • При попадании в воду плыть только к ближайшему плавсредству.
  • Помнить о том, что в холодной воде с каждым движением происходит усиленная потеря организмом тепла и до того, как вы доберетесь до шлюпки или плота, может произойти необратимое переохлаждение тела.
  • По возможности желательно принять таблетки от морской болезни.
  • Держаться ближе друг к другу для сохранения тепла. В холодном климате делать двигательные упражнения, чтобы избежать переохлаждения. Если промокли, желательно (по возможности) переодеться в сухую одежду.

    После того как последний пассажир и член экипажа покинул судно и шлюпки или спасательные плоты оказались на безопасном расстоянии от терпящего бедствие судна, в силу вступают следующие два основных правила:

  • шлюпкам или плотам держаться недалеко друг от друга;
  • не покидать район гибели судна, если нет твердой уверенности, что возможно достижение берега или выход на оживленный морской путь (особенно важно соблюдать это условие, если судно потерпело катастрофу на оживленном морском пути). Это поможет более быстрому обнаружению находящихся на спасательных плавсредствах.

    Крушение различных плавсредств

    При сплавах по рекам на лодках или плотах (особенно самодельных) часто происходят травмы, связанные со спецификой передвижения по рекам, особенно горным, или рекам с серьезными перекатами, порогами, водосливами. Особенно часто травмирование происходит при слабом опыте управления лодкой или плотом, на неизвестной реке и при отсутствии ее описания и карты.

    Переворачивание лодки или плота или их сильное механическое повреждение происходят во время прохождения порогов и ударе о выступающий или скрытый под водой камень. Экипаж лодки или плота оказывается в реке с бурным течением и большим количеством камней.

    "Энциклопедия выживания" Черныш И. В.

    Еще почитать:

  • Автомобильная авария. Действия водителя и пассажиров
  • Авиакатастрофы. Аварийные ситуации в салоне самолета
  • Средства и способы подачи сигналов бедствия
  • Подача сигналов бедствия в аварийной ситуации
  • Костер как сигнал бедствия. Дымовые сигналы костром
  • Цунами и тропический циклон. Меры предосторожности
  • Наводнение. Готовность, эвакуация и последствия
  • Зона грозовых разрядов. Обеспечение безопасности



    В общий раздел - Поведение и планирование действий человека при возникновении экстремальной ситуации.
    В раздел - Полезные мелочи и советы

    * - изложенные рекомендации - не являются догмой, их следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.