Особенности передвижения в горной местности. *



Ходить в горах наугад с целью сокращения пути - крайне недопустимо, так как это может привести к тяжелым непоправимым последствиям, например выходу на крутую осыпь с вертикальными уступами, непроходимые скальные участки, крупные ледниковые трещины, глубокие каньоны с отвесными стенами и т. п.

Большое значение для передвижения в горах имеет поверхность горных склонов: каменистая, с растительностью или без нее, крутизна склона, наличие снега и льда, осыпи и скальных участков.

Может оказаться, что человек или группа людей, оказавшиеся в горах вследствие аварии автомобиля или летательного аппарата (самолет, вертолет, планер, воздушный шар), совершенно не знакомы с техникой передвижения в горах.

Давать исчерпывающие рекомендации бессмысленно, так как технические навыки чтением правил усвоить невозможно - нужна определенная практика, но вот дать некоторые советы, как поступить в той или иной ситуации и как лучше всего выбрать направление движения, его ритм и соблюсти при этом элементарные правила безопасности, можно.

В горах следует знать и помнить, что:

  • чем обрывистее участок, тем медленнее по нему надо двигаться;
  • вес переносимого груза не должен превышать одну треть массы тела, иначе резко усиливается нагрузка, быстрее нарастает общая усталость всего организма, что ведет к перенапряжению и потере внимания;
  • в зависимости от крутизны склона, веса несомого груза и физической подготовленности необходимо делать кратковременные остановки через каждые 25-45 мин передвижения;
  • отдых использовать максимально эффективно, расслабив все мышцы тела, и если отдыхать приходится стоя, то перенести центр тяжести тела на локти и ягодицы, чтобы отдохнули мышцы ног и спины;
  • при ухудшении самочувствия, сильной отдышке или учащении пульса свыше 120 уд/мин надо остановиться на несколько минут и отдышаться. Движение возобновить только после нормализации пульса;
  • крутой склон, поросший травой, на котором скользят ноги, преодолевают зигзагом (серпантином) или "елочкой";
  • при преодолении снежного крутого склона выбивают ступени, хорошо их утрамбовывая;
  • чтобы не терять равновесия на крутом склоне, вес тела переносят, опираясь на всю ступню;
  • при передвижении по гребню надо держаться ниже наветренной стороны, особенно если склон покрыт снегом, так как в этом случае снег здесь плотнее;
  • снежные мосты через трещины желательно при возможности обойти, если это не возможно, то проходить такой снежный мост только поодиночке с обязательной страховкой. Если вы один, то лучше не рисковать и искать обходной путь;
  • лавиноопасный склон преодолевать быстро (если нет возможности выбрать другой путь), молча, стараясь идти след в след, так чтобы не образовалась траншея, но с большим интервалом, необходимым для преодоления лавиноопасного участка.

    Признаками лавинной опасности являются состояние погоды, крутизна склона и время суток. Но наиболее благоприятные условия для образования мокрых лавин возникают от сильных и обильных снегопадов (особенно весной), после которых наступает теплая и ясная погода. Под солнечными лучами снег подтаивает и на крутом склоне (чаще всего травянистом) может соскользнуть громадной снежной доской без видимых на то причин.

    Но при обильном снегопаде через 3-4 дня возникают и сухие лавины, образованные большим скоплением сухого свежевыпавшего снега, при возможности выбора маршрута в лавиноопасной зоне предпочтительнее двигаться по склону, поросшему кустарником или деревьями, с выходами коренной породы, и избегать крутых узких долин и ущелий. Лучше всего преодолевать лавиноопасные склоны рано утром, а спуск в долину лучше всего производить по пологому гребню, не выходя на крутые склоны.

    Если возникает необходимость спускаться по осыпи, то ни в коем случае не прямо вниз, а наискосок серпантином, ставя ногу на всю ступню, предварительно опробовав камень на устойчивость, двигаться по осыпи с интервалом и так, чтобы не находиться друг над другом из-за возможности сбросить камень на голову внизу идущего, необходимо учитывать, что крутая осыпь может прийти в движение от громкого крика, или неосторожного движения по ней, или от сброшенных камней.

    На случай обвала осыпи надо заранее наметить возможное укрытие, если осыпь не просматривается до конца или она очень крута, то движение по ней вниз опасно - она может закончиться обрывом. Некоторые горные якобы "тропы" таковыми не являются, так как образуются за счет сползания грунта и никуда не ведут, но также могут быть протоптаны горными козлами и выводят на отвесные скалы.

    Движение по узкому каньону опасно - возможно попадание на отвесные участки, которые нельзя обойти из-за крутизны склонов, при выходе в широкую горную долину, ущелье с ручьем или рекой надо двигаться вниз по течению с предварительной разведкой пути на возможность движения вдоль берега (нет ли нависающих скал и водопадов).

    При необходимости преодоления горных рек вброд следует делать это в ранние утренние часы, так как уровень воды в эти часы минимальный и резко возрастает только к полудню за счет таяния снега и льда под лучами солнца. При пересечении горного потока место переправы следует выбирать в местах наибольшего разлива, там, где течение наиболее спокойное.

    Но надо учитывать, что дно с мелким песком опасно - песок обильно пропитан водой и может засосать человека так же, как трясина на болоте. Отсутствие бурунов и водоворотов говорит о том, что дно ровное, но в этом месте может быть достаточно глубоко.

    Найдя подходящее место для переправы, реку пересекают наискосок, вверх по течению и лицом к нему. Ногу переставляют, не вытаскивая из воды, плавно и без рывков, чтобы не потерять равновесие.

    После каждого дневного перехода должен быть полноценный отдых, который возможен только при организации нормального лагеря, защищенного от ветра, лавин и камнепада.

    "Энциклопедия выживания" Черныш И. В.

    Еще почитать:

  • Планирование и организация пеших переходов
  • Передвижение и преодоление препятствий
  • Порядок и интенсивность движения на маршруте
  • Встречи и конфликты с местным населением
  • Встречи с дикими хищными животными и птицами
  • Поведение человека отставшего от группы
  • Поиск правильной дороги. Выход к людям
  • Движение в ненаселенных районах
  • Особенности передвижения в пустынях
  • Особенности подготовки, проведения походов зимой
  • Подземные пещеры и лабиринты
  • Занятия со школьникам о выживании в лесу



    В общий раздел - Укрытия и убежища. Передвижение и преодоление препятствий.
    В раздел - Полезные мелочи и советы

    * - изложенные рекомендации - не являются догмой, их следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.