Особенности передвижения и организации быта в пустынях. *



Экстремальные ситуации в пустыне :

  • авария транспортного средства: мотоцикла или автомобиля;
  • аварийная или вынужденная посадка вертолета, самолета, воздушного шара;
  • группа туристов, геологов, нефтяников и т. п. заблудилась среди барханов или на большом такыре (солончаке) и потеряла направление.

    В самом начале каждая из перечисленных ситуаций экстремальной может и не являться. Скорее, она аварийная с элементами катастрофической. Но последующее развитие событий может привести к ситуации экстремальной.

    Факторы, приводящие аварийную ситуацию к экстремальной :


  • травмы людей во время аварии и невозможность оказать квалифицированную помощь (нет человека, умеющего эту помощь оказать, или отсутствие необходимых медикаментов);
  • невозможность транспортировки пострадавших;
  • отсутствие средств ориентирования и неумение ориентироваться без карты и компаса в незнакомой местности;
  • сложные погодные условия: песчаная буря или мороз и ветер зимой в пустынях умеренного пояса;
  • отсутствие источника воды, незнание, где и как ее искать, нет запаса воды или он сильно ограничен;
  • отсутствие единого руководителя (лидера), что влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций и принятие неправильных решений о дальнейших действиях.

    Поэтому при аварии или катастрофе транспортного средства категорически нельзя уходить от места аварии. Связано это с тем, что:

  • возле даже разрушенного транспортного средства (если оно не взорвалось) всегда легче укрыться от непогоды, сильной жары и хищных зверей;
  • транспортное средство легче увидеть спасателям (как с воздуха, так и с земли), так как вас обязательно будут искать;
  • в транспортном средстве всегда есть аптечка, некоторый запас воды и пищи, необходимые инструменты.

    Практика показала, что все потерпевшие аварию в пустыне погибали от жажды из-за того, что уходили от транспортного средства в неизвестном для спасателей направлении. Но если все же принято решение выходить к людям самостоятельно, то необходимо помнить следующее:

    1. Дороги в пустыне - это сложное переплетение широких и узких троп и тропинок, веками протоптанных караванами кочевников. Тропы эти иногда теряются среди барханов, постоянно дующие ветры заметают их песком, но все же они хорошо видны с самолета и даже угадываются с высокого бархана. С земли их можно обнаружить и по верблюжьему помету, который скапливается в понижениях между песчаными барханами.

    Другое дело такыры и солончаки. Здесь любая колея или верблюжья тропа сохраняется несколько лет. Но каждый водитель автомашины, в отличие от лошади или верблюда, выбирает свою дорогу. И поэтому такие дороги представляют хитроумное переплетение следов. Бывает, что ширина такой "дороги" может достигать до 2 км.

    2. И в пустынях Северной Африки, и в пустынях Азии места соединения дорог обозначаются какими-либо знаками:

  • в Алжирской Сахаре - это деревянные столбы с указанием расстояний от одного оазиса до другого;
  • в азиатских пустынях - это воткнутые в песок или такыр крупные стволы саксаула или песчаной акации с повязанными на них яркими кусками материи;
  • в каменистых пустынях, например в Гоби, это груды камней в виде пирамиды высотой в 2-3 м с палкой в верхней части. Устраивают такие пирамиды на возвышенных участках пустыни, чтобы их можно было увидеть издалека.

    3. Как правило, все тропы и дороги в пустыне соединяют между собой колодцы, оазисы, поселения пастухов. Однако расстояния между колодцами разные - 25-65 км на больших караванных путях и до 150 км в сухих пустынях Африки, Азии и Южной Америки таких, как Руб-эль-Хали, Ливийская, Намиб, Такла-Макан, Атакама.

    4. Переход по пустыне в дневное время крайне затруднен из-за высокой температуры, приводящей к высоким физическим нагрузкам и следовательно, к обезвоживанию организма. Кроме того, высокая солнечная радиация создает угрозу быстрого перегрева организма и может привести к тепловому или солнечному удару.

    Поэтому движение по пустыне в летнее время лучше всего производить рано утром или поздно вечером. Выходить надо с утренней зарей и двигаться до 10 часов утра, затем отдыхать в импровизированном укрытии примерно до 6 часов вечера, пока не спадет дневная жара. При особой необходимости можно двигаться и ночью, ориентируясь по звездам.

    Следует учесть, что принимать решение о переходе в поисках воды и населенного пункта (оазиса) можно лишь в том случае, когда:

  • есть абсолютная уверенность в возможности такого перехода, хорошо продуман маршрут;
  • имеется карта, компас и местность немного знакома;
  • знакомы особенности ориентирования в пустыне;
  • дневной переход не превышает 10-20 км, и это расстояние группа или один человек в состоянии пройти за 4-6 ч;
  • запас воды составляет норму из расчета не менее 8 литров на человека в день;
  • одежда (особенно головной убор и обувь) соответствует условиям.

    Головной убор можно изготовить из белого куска материи (например, майки или рубашки). Такой головной убор напоминает бедуинский бурнус. Глаза необходимо защитить темными очками или кусками материи с узкими прорезями. Рот и нос лучше всего завязать платком, а на ботинках или кроссовках соорудить бахилы из любой плотной ткани. Это необходимо, чтобы внутрь обуви не попадал песок, никогда не пытаться загорать в пустыне, закатывать рукава рубашки, идти в шортах. Солнечная радиация настолько велика, что ожог кожи тела наступает уже через 10-20 минут.

    При переходах по песчаным пустыням лучше всего придерживаться межбарханных понижений. Здесь более плотный песок и в случае необходимости легче добыть воду. Но ориентироваться в таких условиях достаточно сложно, так как нет возможности выдерживать нужное направление движения и совершенно нет ориентиров. Такое движение возможно только при наличии компаса.

    Одной из серьезных опасностей во время перехода по песчаной пустыне - это возможность быть застигнутым песчаной бурей. В различных пустынях она имеет свои названия, но наиболее знакомое для всех - это самум. Предвестник песчаной бури в любой пустыне мира - звенящая в ушах тишина. Ветра нет совсем, появляется ощущение невероятной духоты, нехватки кислорода. На горизонте возникает темное, почти черное, облако, которое быстро приближается и вскоре закрывает все небо. Внезапно возникает странный звенящий металлический звон.

    Это начало песчаной бури. Песок вдруг взвивается гигантским вращающимся столбом и начинает метаться по пустыне, поднимаясь на высоту нескольких километров. Возникшие одновременно с этим порывы ветра достигают скорости 50-80 м/с. Раскаленный песок обжигает лицо, забивает рот, глаза, уши, проникает внутрь одежды, превращает стекла часов и очков в непрозрачную матовую поверхность...

    При малейшем намеке на приближение песчаной бури нужно немедленно лечь с подветренной стороны любого укрытия или хотя бы понижения, положить рядом с собой флягу с водой и по возможности плотно закутаться с головой в какую-либо ткань или куртку. Рот и нос обязательно закрыть платком. Песчаные бури могут продолжаться и несколько суток, но чаще они кратковременны.

    По глинистым и каменистым пустыням идти не менее сложно, чем по песчаным. И хотя местность достаточно ровная и просматривается иногда на большое расстояние, существует реальная возможность отклониться от намеченного маршрута из-за отсутствия четких ориентиров.

    Кроме того, движение по ровному, как стол, и твердому, как бетон, такыру отрицательно воздействует на ступни ног, а переход по соляной или солончаковой пустыне быстро приводит обувь в полную негодность из-за острых граней соляных корок, по которым приходится постоянно идти.

    Довольно часто в пустынях возникают миражи, что тоже является проблемой для обессиленных людей. Как же велика бывает горечь разочарования от того, что возникшие на горизонте озеро, город, пальмы оказались лишь призраком и растаяли так же быстро, как и появились!

    Основные опасности для жизни и здоровья :

    Самое основное, с чем сталкивается человек, попавший в пустыню, это:

    1. Воздействие высоких температур, что приводит к:
    - ожогу кожи (при нахождении на солнце без одежды даже в течение нескольких минут);
    - солнечному удару;
    - тепловому удару;
    - обезвоживанию организма или дегидратационному изнурению;
    - солевому изнурению.
    2. Желудочно-кишечные расстройства из-за употребления сырой воды, взятой из подозрительных источников, и плохо проваренных продуктов.
    3. Возможность инфекционных заболеваний (тиф, паратиф, гепатит), также связанных с употреблением воды из непроточных водоемов и плохо прокипяченной.
    4. Резкое снижение зрения при нахождении длительное время на солнце без защитных очков или самодельных приспособлений. Возникает явление, схожее со снежной слепотой в горах.
    5. Укусы ядовитых животных.
    6. Психические расстройства, связанные с:
    - полной потерей ориентировки;
    - паническим состоянием из-за невозможности принять правильное решение;
    - найти выход из создавшейся ситуации;
    - невозможностью разрешить конфликтную ситуацию;
    - гибелью товарищей во время аварии транспортного средства или во время перехода по пустыне.

    "Энциклопедия выживания" Черныш И. В.

    Еще почитать:

  • Планирование и организация пеших переходов
  • Передвижение и преодоление препятствий
  • Порядок и интенсивность движения на маршруте
  • Встречи и конфликты с местным населением
  • Встречи с дикими хищными животными и птицами
  • Поведение человека отставшего от группы
  • Поиск правильной дороги. Выход к людям
  • Движение в ненаселенных районах
  • Особенности передвижения в горной местности
  • Особенности подготовки, проведения походов зимой
  • Подземные пещеры и лабиринты
  • Занятия со школьникам о выживании в лесу



    В общий раздел - Укрытия и убежища. Передвижение и преодоление препятствий.
    В раздел - Полезные мелочи и советы

    * - изложенные рекомендации - не являются догмой, их следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.