Покидание тонущего корабля, судна или приводнившегося самолета. Действия в воде. *



Четыре пятых поверхности планеты покрыты водой, вероятно, это самое пугающее окружение из всех возможных и наиболее трудное для выживания. В холодной воде человек быстро замерзает, и даже в лодке ветер быстро охлаждает тело.

Тренировки по спасению

Тренировки по спасению на спасательных шлюпках проводятся на каждом корабле после отплытия, и процесс эвакуации должен стать отработанной процедурой. Пассажиров инструктируют, как пользоваться спасательным жилетом, как передвигаться к месту расположения их спасательных шлюпок и что брать с собой.

Моряки на небольших судах тоже должны проводить такие занятия и проинструктировать всех на борту. Спасательное снаряжение может включать шлюпки, простые плоты, надувные лодки, спасательные жилеты или спасательные пояса.

Если получен сигнал покинуть судно, наденьте теплую, желательно шерстяную одежду, включая головной убор и перчатки, и оберните вокруг шеи полотенце. Одежда тянуть ко дну не будет, если вы окажетесь в воде, но поможет бороться с главным врагом - переохлаждением.

По возможности возьмите фонарь и захватите шоколад, карамель и леденцы, если они есть под рукой. Не толкайтесь и не кричите, чтобы не начать панику, упорядоченная посадка в спасательные шлюпки и на плоты или надувные лодки в конечном итоге бывает быстрее и помогает сохранять спокойствие и присутствие духа.

Не надувайте спасательный жилет, пока не покинете судно. На небольших судах спасательный жилет должен быть надет постоянно. Он ярко окрашен и обычно оборудован свистком, фонариком, сигнальным маркером и когда предназначен для применения в теплых водах, то и репеллентом против акул. Если вам необходимо прыгать за борт, сначала сбросьте что-то плавучее, а затем прыгайте рядом с этим предметом.

Покидание водного или воздушного судна

При покидании корабля или прыжке с приводнившегося самолета важно взять с собой все снаряжение, какое только возможно. Спасательный жилет или пояс сохранит много сил, которые вы затратите, чтобы оставаться на плаву. Но в море, даже и без спасжилета, не так уж трудно удержаться на поверхности. Человеческое тело имеет меньшую плотность, чем морская вода и любой, кто умеет расслабляться в воде, не подвержен риску сразу пойти ко дну.

Однако паника или страх затрудняют расслабление и многим в таком состоянии труднее плавать. Без спасательного жилета или пояса воздух, заполняющий одежду, улучшает плавучесть - хороший повод, чтобы оставаться в одежде вопреки распространенному совету избавиться от нее.

Человек за бортом!

Если вы упали за борт, ваша первая задача, кроме удерживания на плаву, привлечь к себе внимание. Над водой звук распространяется хорошо, поэтому крик и шум плескания могут быть достаточно эффективны. Размахивайте над водой одной рукой (не двумя, чтобы не пойти ко дну) движение сделает вас более заметным.

Если вы в спасжилете, а на небольшом судне вы должны носить его постоянно, то он, возможно, снабжен свистком и фонарем или сигнальным патроном, как стандартная модель надувного спасательного жилета военных.

Плавание

Плывите медленно и размеренно. Если вы покидаете тонущее судно или самолет, двигайтесь против ветра и на достаточное расстояние от него. Избегайте разлившегося топлива или аналогичных веществ.

Если на поверхности огонь, а вы должны идти в воду или плыть в огне, прыгайте против ветра ногами вперед, плывите брассом, стараясь дышать в промежутках между языками пламени, руками "разбрызгивая" их в стороны от головы.

Если огонь не занимает слишком большую площадь, то лучше всего миновать покрыгую пламенем поверхность под водой. Если есть опасность подводного взрыва во время вашего пребывания в воде, ю риск ранения будет ниже, если плыть на спине.

Когда находитесь в пределах видимости берега, не боритесь с отливом, расслабьтесь и держась на плаву, подождите, пока он сменится приливом, который поможет достичь земли. Если море слишком неспокойное, чтобы "лежать" на спине, используйте следующую технику.

Займите в воде вертикальное положение и сделайте глубокий вдох, опустите лицо в воду (держа рот закрытым), вытяните руки вперед и сохраняйте такое спокойное положение на уровне поверхности. Расслабьтесь а этом положении, пока не потребуется воздух. Приподнимите голову над водой, двигая ногами как при ходьбе и выдохните. Сделайте следующий вдох и вернитесь в расслабленное положение.

"Плавательные мешки"

Можно сделать временный импровизированный "плавательный мешок" из штанов. Свяжите низ штанин, накиньте их через голову, так чтобы они оказались заполненными воздухом, и держите пояс ниже уровня воды, чтобы воздух изнутри не выходил, превратив штанины в надувные подушки для плавания.

"Полное руководство по выживанию в экстремальных ситуациях, в дикой природе, на суше и на море" Джон Уайзман

Еще почитать:

  • Автомобильная авария. Действия водителя и пассажиров
  • Авиакатастрофы. Аварийные ситуации в салоне самолета
  • Кораблекрушение. Действия экипажа и пассажиров
  • Средства и способы подачи сигналов бедствия
  • Подача сигналов бедствия в аварийной ситуации
  • Костер как сигнал бедствия. Дымовые сигналы костром
  • Факторы голода и жажды в аварийной ситуации
  • Фактор холода в аварийной ситуации
  • Как справиться со страхом и взять его под контроль
  • Неблагоприятные природные факторы и защита от них



    В общий раздел - Поведение и планирование действий человека при возникновении экстремальной ситуации.
    В раздел - Полезные мелочи и советы

    * - изложенные рекомендации - не являются догмой, их следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.