Выживание на море. Начало движения к земле. Сигналы на море. Сохранение здоровья и высадка на берег. *



Если сигнал SOS был успешно отправлен или вы знаете, что рядом проходят регулярные морские пути, обычно желательно оставаться на месте в течение 72 часов. Если ничего этого нет, то не следует терять время, а нужно трогаться в путь, чтобы использовать еще имеющиеся силы и форму, особенно если известно, что земля недалеко и находится в направлении ветра.

Если земли рядом нет, определите, где проходит ближайший морской путь, и направляйтесь туда. Оцените следующие обстоятельства, прежде чем принимать решение оставаться на месте или отправляться в путь.

- содержание переданной информации до бедствия или несчастного случая.
- известно ли ваше местоположение спасателям? Знаете ли вы его сами?
- подходит ли погода для спасательной операции?
- какова вероятность того, что в районе вашего местоположения пройдут другие суда или самолеты?
- на сколько дней хватит ваших запасов воды и пищи?

Ваше плавсредство будет двигаться по ветру и течению. В открытом океане течения редко превышают скорость 9-13 км в день. Поднимите плавучий якорь. Используйте ветер, если возможно. Если у плавсредства нет киля, то плыть можно только точно по ветру или максимум под углом 10 градусов к нему. Используйте весло в качестве руля. Если ветер дует против нужного вам курса, поставьте плавучий якорь, чтобы сохранять положение.

Использование ветра для движения

Полностью надуйте лодку и сядьте как можно выше. Сделайте из подручных средств парус, если у вас нет штатного. Не закрепляйте его нижние концы, а держите привязанные к ним фалы или нижний край, так чтобы при внезапном порыве ветра можно было их отпустить и плавсредство не перевернулось.

При волнении на море

Спустите с носа плавучий якорь. Он будет все время держать нос по ветру и предупредит переворачивание. Держитесь в плавсредстве пониже. Не садитесь на края и не вставайте. Не делайте резких движений. Если спасающиеся располагаются на нескольких плавсредствах, то свяжите их вместе.

Сигналы и сигнальные средства на море

Сигнальные патроны, сигнальные маркеры и разнообразные движения - это способы привлечь к себе внимание на море. Если у вас нет средств сигнализации, размахивайте одеждой, брезентом, вспенивайте воду, если нет волнения. Ночью или в туман будет полезен свисток для поддержание контакта с другими группами спасающихся.

Если радиопередатчик является частью бортового оборудования вашего плавсредства, то на его боку есть инструкции го пользованию. Обычно предварительно установлены две частоты: 121,5 и 243 мегагерца, а дальность действия составляет примерно 30 км. Передавайте с небольшими интервалами, но действуйте осмотрительно, чтобы впустую не разрядить батареи. Батареи в такой ситуации бесценны.

Морские аварийные маркеры, которые выпускают краситель в воду, полезны только в светлое время суток. Если море не слишком бурное, то он заметен в течение трех часов. Пиротехническое снаряжение должно содержаться в сухости и безопасности. Внимательно изучите инструкции и берегитесь пожара.

Особенно удобны ПСНД - сигнальные патроны для комбинированного использования как днем, так и ночью - один конец выпускает цветной дым для дневного применения. При запуске ракет и зажигании пиротехнических патронов у вас в руках находится огнеопасный предмет, так что будьте очень осторожны - не направляйте их вниз, на себя или других.

Используйте сигнальные патроны, только если уверены, что они будут видны, а зажигайте, когда уверены, что возможные спасатели смотрят в вашу сторону - например когда самолет летит на вас, а не после того, как он пролетел.

Большинство спасений происходило после того, как сигналы гелиографа привлекли внимание спасателей. Любой блестящий предмет или отражающая, зеркальная поверхность могут быть использованы для сигнализации этим способом.

Сохранение здоровья

Переохлаждение и сильнейшее обезвоживание организма, скорее всего, будут главными проблемами при спасении в океане. Морская болезнь будет усиливать обезвоживание. 8 ситуации выживания на море нередко возникает запор и часто либо трудности с мочеиспусканием, либо образуется очень концентрированная моча. Не пытайтесь лечить это, иначе рискуете обострить потерю жидкости организмом.

Если вас тошнит, постарайтесь сделать так, чтобы вас не вырвало, и ни в коем случае не вызывайте рвоту намеренно. Продолжительное воздействие соленой морской воды может вызывать высыпания на коже. Не прокалывайте и не выдавливайте нарывы или волдыри мозолей. В качестве предупредительной меры старайтесь в своих попытках охладиться не смачивать себя соленой водой слишком часто. Если появились дискомфортные ощущения на коже, прекратите это.

Глаза защищайте от яркого света и солнечных бликов с помощью маски, а если в глазах появилась резь, то смочите ткань морской водой, завяжите ею глаза и дайте им отдохнуть. Не делайте это слишком долго - может возникнуть раздражение кожи.

Если слишком долго подвергаться воздействию окружающей среды, находясь на воде в лодке или на плоту, то может возникнуть заболевание под названием траншейная стопа. Физические упражнения помогут бороться с этим, а также с обморожениями и переохлаждением. При отдыхе хорошо укрывайтесь подручными материалами, а будучи на дежурстве, легко упражняйте конечности.

Высадка на берег

Когда вы приближаетесь к земле, постарайтесь выбрать место высадки там, где будет максимально просто выбраться на берег или вы сможете безопасно добраться до него вплавь. Спустите парус и следите за скалами и камнями.

Плавучий якорь будет держать вас носом к берегу и тормозить, чтобы было больше времени на то, чтобы отвести плавсредство, если оно направится на камни. Старайтесь приставать к берегу так, чтобы солнце не било в глаза, чтобы оно не затрудняло возможность видеть камни и другие опасности.

Отлогий берег с маленьким прибоем станет идеальным выбором - если, конечно, у вас есть выбор. Когда вы можете синхронизировать свои действия, старайтесь идти позади буруна. Чтобы вас не потопил или не отворачивал в сторону гребень приближающейся волны, гребите изо всех сил, но следите, чтобы не обогнать бурун, волна которого вас несет. При очень сильном прибое разверните плавсредство носом в сторону моря и, когда волна приближается, гребите прямо в нее.

Приближаясь к земле, запоминайте особенности берега: расположение высот, виды растительности, возможные водные потоки или их признаки. Вы можете увидеть такие детали, которые не разглядите с земли. Если вы с товарищами, выберите место встречи на случай, если лодка разобьется и вы будете выбираться по отдельности.

Если вы подошли к земле ночью, подождите, если можете, светлого времени - слишком много опасностей можно просмотреть в темноте. Когда вы входите в устье реки, старайтесь во что бы то ни стало достичь ее берега. Предстоящий отлив может снова унести вас в море. Поднимите плавучий якорь и чтобы ускорить продвижение, максимально облегчите плавсредство.

Вычерпайте воду из надувной лодки, надуйте ее как можно сильнее. Это поможет наиболее эффективно использовать прилив. Если отлив снова относит вас в море, загрузите надувную лодку балластом, частично наполнив ее водой, и бросьте плавучий якорь.

Будьте все время привязанным к плоту. Даже если он перевернется или будет поврежден, а вы потеряете сознание, у вас останется шанс выжить. Если в этом случае окажетесь в воде один и вас выбросит на камни - это смерть.

На берег вплавь

Если вы должны при волнении выбираться на каменистый берег вплавь, делайте это в одежде, обуви и спасательном жилете, если он есть. Приподнимите ноги перед собой, чтобы удар о камни пришелся на ступни, смягчите его, сгибая колени.

"Полное руководство по выживанию в экстремальных ситуациях, в дикой природе, на суше и на море" Джон Уайзман

Еще почитать:

  • Автомобильная авария. Действия водителя и пассажиров
  • Авиакатастрофы. Аварийные ситуации в салоне самолета
  • Кораблекрушение. Действия экипажа и пассажиров
  • Покидание тонущего судна или самолета. Действия в воде
  • Надувные спасательные средства и порядок действий на них
  • Защита от погодных условий при выживании на воде
  • Средства и способы подачи сигналов бедствия
  • Подача сигналов бедствия в аварийной ситуации
  • Костер как сигнал бедствия. Дымовые сигналы костром
  • Особенности различных факторов выживания
  • Свечи, жировые и керосиновые лампы.
  • Кодовая таблица. Международная аварийная сигнализация.



    В общий раздел - Поведение и планирование действий человека при возникновении экстремальной ситуации.
    В раздел - Полезные мелочи и советы

    * - изложенные рекомендации - не являются догмой, их следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.