Применение вертолетов в спасательных мероприятиях. Подготовка посадочной площадки. Спасение вертолетом без посадки. Техника подъема на лебедке. *



Если самолеты применяются для поиска, то вертолеты во многих странах используются для доставки команды спасателей, особенно при поиске на суше. Там, где возможно, "вертушка" может приземлиться, взять на борт попавших в чрезвычайную или аварийную ситуацию и вывезти их.

Пилот имеет возможность найти удобное место для посадки, куда могут перейти спасающиеся, но им самим будет легче проверить место приземления непосредственно на земле и при необходимости, оборудовать посадочную площадку.

Вертолету требуются свободное пространство для захода на посадку и свободный от помех проход для взлета - причем оба этих "коридора" должны быть направлены против преобладающего ветра. Участок должен быть горизонтальным, уклон не должен превышать 7 градусов.

Поверхность должна быть твердой и свободной от рыхлых материалов - уберите листья, ветки, прутья и все такое подобное. Не должно быть ям, пней или камней, которые могли бы повредить вертолет.

Выбор посадочной площадки для вертолета

Ищите естественный открытый участок. На закрытой местности берег большой излучины реки часто бывает лучшим местом для приземления. Другой способ - забраться на гребень и выбрать ровный участок без крупных деревьев. Если понадобится, срубите деревья, чтобы расчистить больше пространства.

Деревья упадут вниз по склону, не загромождая площадку, взлетный или посадочный коридор можно сориентировать в сторону гребня. Не пытайтесь вырубать площадку на ровном месте - потребуется вечность, чтобы расчистить коридоры для взлета и посадки вертолета.

Естественная площадка

Если поблизости есть хребет гряды, холм или возвышенность, то такое место будет проще расчистить и оно обеспечит свободное пространство для посадочной и взлетной траектории через гребень, если ветер имеет удовлетворительное в этом плане направление.

Горная местность

Грузоподъемность вертолета резко снижается с увеличением высоты, поэтому, если возможно, делайте посадочную площадку на высотах не выше 1800 метров. В горах перемещения воздуха вверх и вниз могут быть значительными, в зависимости от характера рельефа и его расположения по отношению к господствующим ветрам.

Выбирайте место дающее наибольшую подъемную силу в том направлении, в котором вертолет будет взлетать. Мягкий мокрый снег будет налипать на вертолет и затруднять взлет. Постарайтесь утрамбовать снег как можно плотнее. Сухой рассыпчатый снег будет подниматься потоком воздуха, создаваемым винтом машины и ограничивать видимость пилоту. Его тоже следует утрамбовать.

Подготовка площадки

Требуется горизонтальная расчищенная площадка диаметром по меньшей мере 25 метров. Понадобится еще 5 метров по всей окружности, расчищенные до высоты 60 см. Должен иметься свободный коридор в сторону господствующего ветра для посадочной траектории в виде сектора от центрального места приземления.

Обозначьте точку касания буквой "Н". Ее можно выложить из камней (сохраняя поверхность ровной), одежды, надежно прижатой к земле, или сигнальных полотнищ из аварийного комплекта. Если земля покрыта снегом, то плотно утопчите его, чтобы не поднялась снежная завеса, а в сухой местности поверхность по возможности смочите, чтобы не поднималась пыль.

Указание направления ветра

Важно указать направление ветра на посадочной площадке, чтобы пилот мог выбрать наилучшую траекторию посадки и удерживать машину в стабильном положении во время спасательных работ. Идеальным указателем является дым, но не располагайте его источник так, чтобы загораживалась площадка.

Если костер не может быть использован, сделайте из контрастирующего с фоном материала знак "Т" и поместите его на тот край посадочной площадки, куда дует ветер, так, чтобы перекладина буквы "Т" располагалась со стороны ветра.

Если знак "Т" сделать не из чего, то стоящий на дальнем (по направлению ветра) краю площадки человек с распростертыми руками и спиной к ветру может послужить живым знаком для пилота. Не делайте этот знак, пока не придет время, да и тогда - только в правильном положении. Он очень похож на другой знак, подаваемый с помощью положения тела человека - "нужна помощь".

Спасение ночью

У спасательного вертолета есть мощные прожектора, с помощью которых можно совершать посадку и принимать людей на борт, но потребуются огни, которые приведут пилота на посадочную площадку. Пиротехника и костры дадут указания на ваше место расположения, как только вертолет войдет в зону их видимости.

Если вы пользуетесь светом с земли - фонарями, фарами-искателями автомашин или другими прожекторами, то сначала светите ими в небо, чтобы привлечь внимание их лучами, а когда пилот их увидит, то чтобы они его не слепили, опустите лучи вниз на точку посадки или опускания лебедки.

Меры безопасности при посадке вертолета

- Когда вертолет сел на посадочную площадку, то его лопасти продолжают вращаться. Поэтому правильный подход к вертолету важен как для вашей безопасности, так и для безопасности вертолета.
- Ни в коем случае не приближайтесь сзади. Это "мертвая зона" для пилотов, а задний вертикальный винт защиты не имеет. На склоне всегда подходите, двигаясь вверх, так вы будете дальше от винта.
- Ни в коем случае не приближайтесь к вертолету, спускаясь со склона. Можно попасть под винт.
- Следите за тем, чтобы ваша ноша не повредила главный винт. Если несете радиостанцию, уберите антенну.
- Все острые предметы держите подальше от корпуса машины. Он сделан из мягких сплавов и легко повреждается.
- Садитесь туда, куда указал член экипажа, пристегните ремень и не отстегивайтесь, пока не будет другой команды.
- После посадки не выходите, пока не выключен двигатель и даже тогда ждите соответствующих указаний.

Спасение вертолетом без посадки

В спасательной операции пилот вертолета будет идти на риск ради спасения людей. Он может зависнуть, поставив на камень только одну стойку или лыжу шасси, так чтобы сделать возможной посадку, но при любой возможности делайте нормальную посадочную площадку и снизьте риск до минимума.

Большинство спасательных вертолетов оборудованы лебедкой. Если устройство посадочной площадки не представляется возможным, то людей можно поднять с земли, пока вертолет зависает в воздухе. Все, что для этого нужно, это свободное пространство, через которое можно было бы вас вытащить.

Техника подъема на лебедке

На воздушном судне накапливается большой заряд статического электричества. Он разряжается в землю или в воду, когда судно или идущий от него проводник касается земли или воды.

Всегда сначала дайте стропу или тросу с лебедки коснуться земли или воды, прежде чем браться за этот спасательный конец, иначе получите сильный электрический удар. При спасении обычно используется метод подъема вдвоем, но иногда применяют и подъем поодиночке.

Подъем вдвоем : при подъеме вдвоем на лебедке опускают члена экипажа со вторым стропом для спасаемого. Во время подъема член экипажа поддерживает пострадавшего ногами, обхватив ими его за среднюю секцию туловища, а руками держа голову. После того как строп надет и закреплен, держите руки по бокам и не поднимайте их - просто откиньтесь назад и пользуйтесь моментом отдыха.

Подъем в одиночку : при подъеме вы сами закрепляете на себе строп. Поместив его подмышки и надежно затянув, поднимите два больших пальца вверх. Дав этот сигнал, больше не делайте никаких знаков, пока не будете на борту, если вы поднимете руки, то рискуете выскользнуть из стропа.

Когда достигнете двери кабины, дайте лебедчику развернуть вас и переместить в кабину. Точно выполняйте его указания. На борту вам покажут, куда сесть. Выполните это и пристегнитесь ремнем безопасности или ждите, когда вас пристегнут каким-то другим образом.

Подъем вертолетом из воды

Оба предыдущих метода можно использовать на воде, применяя ту же базовую технику. Если вы на плоту, отстегните себя от страховочного троса. Сложите лодочный навес, другие покрывала и опустите все паруса - все, что вы поднимали.

Поставьте плавучий якорь. Эти действия помогут пилоту зависнуть над вами так, чтобы ваше плавсредство оказалось в потоке воздуха под лопастями. Оставайтесь на плоту или в лодке, пока вас не вытащат.

Спасение на море

Если потерпевших крушение поднимают с борта судна, то пилоту поможет, если повернуть палубу под углом примерно 40 градусов против ветра. Если можете управлять ходом судна, сделайте так, чтобы ветер над палубой был порядка 30 км/ч.

"Полное руководство по выживанию в экстремальных ситуациях, в дикой природе, на суше и на море" Джон Уайзман

Еще почитать:

  • Способы поиска пропавших людей
  • Автомобильная авария. Действия водителя и пассажиров
  • Авиакатастрофы. Аварийные ситуации в салоне самолета
  • Кораблекрушение. Действия экипажа и пассажиров
  • Покидание тонущего судна или самолета. Действия в воде
  • Надувные спасательные средства и порядок действий на них
  • Защита от погодных условий при выживании на воде
  • Выживание на море. Сохранение здоровья и высадка на берег
  • Средства и способы подачи сигналов бедствия
  • Подача сигналов бедствия в аварийной ситуации
  • Свечи, жировые и керосиновые лампы.
  • Кодовая таблица. Международная аварийная сигнализация.

    В общий раздел - Поведение и планирование действий человека при возникновении экстремальной ситуации.
    В раздел - Полезные мелочи и советы

    * - изложенные рекомендации - не являются догмой, их следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.