Авиационная катастрофа или вынужденная посадка. Действия сразу после катастрофы. *



Авиационная катастрофа или вынужденная посадка при отсутствии посадочной полосы относятся к наиболее драматичным вариантам чрезвычайной ситуации. Поскольку это может случиться где и когда угодно, человек не может подготовиться ко всем возможным обстоятельствам.

Бортпроводники подготовлены к таким чрезвычайным ситуациям и вы должны следовать их инструкциям. Экипаж постарается посадить самолет насколько можно безопасно, а вы ничего не можете сделать, кроме того, чтобы сохранять спокойствие и помогать команде воздушного судна успокаивать других пассажиров.

При подготовке к вынужденной посадке затяните ремни безопасности, возьмите с соседями друг друга под руки, наклоните голову вниз, плотно прижав подбородок к груди, наклонитесь вперед перегнувшись через подушку, сложенное одеяло или предмет верхней одежды, "переплетите" ноги с соседями, если позволяют сиденья, и соберитесь перед ударом.

Когда самолет полностью остановится, но не ранее, покидайте салон, как предписывалось на предполетном инструктаже. Если посадка была на землю, то быстро уходите с прилегающей к самолету или его остаткам территории, поскольку существует возможность взрыва или пожара. Даже если нет открытого огня, держитесь подальше, пока двигатели не остынут и не испарится все пролившееся горючее.

Если посадка состоялась на вода, то автоматически надуются спасательные лодки, которые будут прикреплены к крыльям. Не надувайте свой спасательный жилет, пока вы находитесь внутри самолета. Это затруднит выход.

Дождитесь момента, когда окажетесь в воде и затем дерните за клевант, чтобы жилег надулся, после чего забирайтесь в спасательную лодку. Если самолет погружается, отцепите спасательную лодку, как только пассажиры и вещи будут размещены в ней.

Когда вы покидаете самолет, то чем больше вы сможете забрать, тем лучше. Но не прекращайте свою эвакуацию для сбора личных вещей и багажа. Вот в этот момент вы будете очень рады, что имеете в кармане свой аварийный комплект.

Если вы спрыгнули с парашютом с терпящего бедствие самолета в дикой местности, после приземления, если можете, направляйтесь к месту падения самолета - оно будет более заметно для спасателей, чем одиночный человек.

Действия после катастрофы.

Каким бы ни было ваше самообладание, переход к такой чрезвычайной ситуации будет потрясающим, внезапным и обескураживающим. Вы будете в шоке и можете оказаться на грани паники. Если останки самолета горят или существует угроза пожара или взрыва, держитесь на расстоянии, пока такая опасность не минует, однако не отдаляйтесь больше, чем нужно для вашей безопасности.

Если пролито горючее, не позволяйте никому курить. Ни в коем случае не передвигайтесь по незнакомой местности наобум, особенно ночью, необходимо постоянно поддерживать контакт с другими пострадавшими.

Раненых возьмите вместе с собой в безопасное место. Немедленное оказание первой помощи раненым - это приоритетная задача. Очередность зависит от степени тяжести состоянии, и у каждого человека в первую очередь обращайте внимание на дыхание, а затем (по степени важности) сильное кровотечение, раны, переломы и шок. Если возможно, разделите погибших и живых : смерть людей - это часть страшной действительности и выжившим будет легче прийти в себя.

Даже при пожаре салон может оказаться уничтоженным не полностью. Исследуйте обломки и сохраните все, что можете, из оборудования, пищи, одежды и питья. Ни в коем случае не рискуйте, если сохраняется шанс того, что могут загореться баки с горючим и берегитесь ядовитых паров от дымящихся обломков крушения.

Если надо ждать того, чтобы огонь полностью погас, оцените место, где вы оказались, что в любом случае должно быть следующим шагом вашей стратегии. Насколько разумно и безопасно оставаться на месте катастрофы?

Если ваш предполагавшийся маршрут известен, а в случае обычного авиарейса это так, то можно ожидать поисковых мероприятий и спасательной операции, и значит, есть много преимуществ в том, чтобы оставаться на месте.

Спасатели уже будут иметь представление о месте вашего пребывания и даже если самолету пришлось отклониться от маршрута, у них есть данные вашего последнего выхода на связь. Приземлившийся самолет или его обломки лучше заметны с воздуха, особенно в заросшей лесом местности, где даже большая группа людей будет закрыта деревьями.

Если вы считаете, что находитесь в совершенно незащищенном или опасном месте, то необходимо переместиться в более безопасные условия. Но не передвигайтесь ночью, если только угроза жизни от бездействия не перевешивает опасности похода в темное время суток.

Оставьте на месте указание о направлении, в которой вы уходите, так чтобы спасатели знали, что есть выжившие и в каком направлении вести поиск.

Обычно причиной для того, чтобы немедленно покинуть место катастрофы, является незащищенность от суровых погодно-климатических условий в горных или холмистых местностях, опасность камнепада, либо какие-то другие опасности таких мест. В этом случае не поднимайтесь, а спускайтесь, так как условия внизу скорее будут более благоприятными.

Не отправляйтесь одновременно все на поиски более безопасного места. Пошлите разведчиков для тщательного обследования окружающей местности. Они должны держаться вместе, работая парами и не действовать в одиночку. Они могут поддерживать контакт друг с другом голосом и по мере продвижения должны помечать свои маршруты, чтобы легко найти дорогу назад.

"Полное руководство по выживанию в экстремальных ситуациях, в дикой природе, на суше и на море" Джон Уайзман

Еще почитать:

  • Автомобильная авария. Действия водителя и пассажиров
  • Автомобильная авария. Отказ тормозов. Столкновение
  • Авиакатастрофы. Аварийные ситуации в салоне самолета
  • Кораблекрушение. Действия экипажа и пассажиров
  • Покидание тонущего судна или самолета. Действия в воде
  • Надувные спасательные средства и порядок действий на них
  • Защита от погодных условий при выживании на воде
  • Свечи, жировые и керосиновые лампы.
  • Кодовая таблица. Международная аварийная сигнализация.



    В общий раздел - Поведение и планирование действий человека при возникновении экстремальной ситуации.
    В раздел - Полезные мелочи и советы

    * - изложенные рекомендации - не являются догмой, их следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой.