Сплав на лодке или самодельном плоту, основные опасности при плавании по рекам в условиях выживания и в экстремальных ситуациях.

Передвижение, сплав или подъем вверх по течению по рекам, плавание по озерам и вдоль побережий морей имеет свои определенные особенности, положительные и отрицательные стороны. Экономия сил и скорость передвижения имеют в экстремальной ситуации первостепенное значение. Но… 

Сплав на лодке или самодельном плоту, основные опасности при плавании по рекам в условиях выживания и в экстремальных ситуациях.

Все это хорошо только если сплав вниз по течению реки или при плавании по открытым водным пространствам без каких-либо препятствий в хорошую погоду. При необходимости подъема вверх по реке использование, например, плота просто невозможно, а передвижение на лодке зависит от скорости течения реки, физических возможностей, наличия или отсутствия порогов.

Сплав на лодке или самодельном плоту, основные опасности при плавании по рекам в условиях выживания и в экстремальных ситуациях

Поэтому при выборе способа передвижения в экстремальной ситуации все эти особенности необходимо принимать во внимание. Но для успешного плавания вниз по реке и подъема против течения необходим определенный опыт.

Основные опасности при плавании по рекам.

1. В середине лета и осенью наиболее сложные препятствия на реках — перекаты и мели.

2. Весной на быстрых реках очень опасны изголовья островов с заломами (завалами) стволов деревьев, принесенных рекой. Если рулевой вовремя не среагирует на залом, то лодку нанесет на него боком, это может привести к ее опрокидыванию и затаскиванию под завал.

3. Сплав весной по небольшим рекам, на которых есть наледи, опасен из-за нависающих больших льдин, под которыми река промыла себе туннель или свод-полутуннель.

4. Наиболее часто встречающееся препятствие на таежных и тропических реках — нависающие над водой деревья. При быстром течении лодку заносит под такое дерево, и оно сбивает груз, людей и даже опрокидывает лодку.

5. Большую опасность представляет сплав по рекам с корягами и топляками.

6. Еще более неприятные препятствия на узких и извилистых таежных и тропических реках — завалы. Иногда это одно дерево, плавающее на воде или лежащее на дне, иногда много деревьев, заваливших русло реки на протяжении нескольких десятков и даже сотен метров и возвышающихся высоко над водой. Единичные деревья можно обойти или пройти под ними, завал же из многих деревьев необходимо обходить по берегу. Но часто этого сделать нельзя из-за обычного в таких местах густого леса и непроходимых зарослей кустарника. Особенно опасны длинные завалы на быстрых речках и протоках больших рек, имеющих широкий проход, постепенно сужающийся и сдавленный торчащими вершинами деревьев.

7. Наибольшую опасность для спуска и подъема по рекам представляют пороги и шиверы, встречающиеся как на горных реках, так и на реках среднегорных возвышенностей.

8. Самая большая опасность на пороге — камни и большие волны.

9. Часто в районе сливов и ворот порога возникают косые волны, отбитые от берега или больших камней. При плавании по бурным горным рекам пороги и шиверы следуют непрерывно друг за другом и представляют большую опасность. Спуск по таким рекам наиболее безопасен на маленьком плоту, так как вода с плота стекает и опрокинуть его труднее, чем лодку.

10. Очень опасен сплав через узкие ущелья, в которых река пересекает горный хребет. В такие ущелья река входит спокойным потоком, но дальше, даже при отсутствии порогов, набирает скорость и мчится с такой быстротой, что на поворотах разбивает лодки и плоты о скалы. Поэтому все опасные или непроходимые для лодок участки необходимо обойти.

По материалам книги «Энциклопедия выживания».
Черныш И. В.

Другие статьи схожей тематики :