Варианты конструкции плотов для переправы через реки и другие водные преграды, определение грузоподъемности и особенности строительства плота из бревен.

Самое простое и доступное примитивное плавсредство для переправы через реки и другие водные преграды это плот. Плот может быть связан из бревен, досок, брусьев, тростника, камыша, веток кустарника, жердей пустых бочек, канистр, накаченных автомобильных камер и тому подобное. Создание и строительство плотов не требует особого опыта и знаний. 

Варианты конструкции плотов для переправы через реки и другие водные преграды, определение грузоподъемности и особенности строительства плота из бревен.

Подсчитав общую массу груза, переносимое имущество и снаряжение плюс вес человека, можно определить количество и параметры бревен для сооружения плота. Для этого общую массу груза нужно разделить на грузоподъемность одного бревна. Для определения подъемной силы одного бревна на воде, нужно измерить его длину и средний диаметр. Средний диаметр бревна определяется так — измерить диаметры на обоих торцах и разделить их сумму пополам — (D + d)/2.

Таблица определения грузоподъемности и подъемной силы одного бревна для строительства плотов.

Таблица определения грузоподъемности и подъемной силы одного бревна для строительства плотов

Практическая грузоподъемность бревен любых пород деревьев определяется путем их загрузки на мелководье. В случае, если связанных плот тонет, то нужно увеличить количество бревен.

Примерная грузоподъемность других материалов используемых для строительства плотов.

— Грузоподъемность 1 кг сухой соломы или камыша около 3 кг.
— Грузоподъемность 1 кг мокрой соломы около 1,5 кг.
— Грузоподъемность плота из пустых емкостей, например из деревянных или металлических бочек, канистр, бидонов из-под краски или молока, пластиковых бутылок и тому подобное — 1 дециметр кубический (т.е.- 1 литр емкости), примерно на 1 кг массы груза.

Заготовка сухих бревен для строительства плотов.

— Пометить зарубками подходящий сухостой (засохшие деревья) в количестве необходимом для рассчитанной грузоподъемности плота.
— Подрубить ствол и завалить его в направлении места сооружения плота.
— Обрубить ветви и сучья. Выбрать нужную (расчетную) длину бревна, лишнее отрубить.
— Перетащить, взявшись за тонкий конец бревна. Если вес бревна позволяет, то проще перенести его на плечах. Или с помощью веревок, один конец веревки завязать на не скользящий узел петлей и одеть ее на плечо или на грудь.
— Можно заготавливать бревна выше по течению от места сборки плота и потом сплавлять их по воде вниз.
— Место для строительства плотов должно плоским и рядом с водой.

Варианты конструкции плотов для переправы через реки и другие водные преграды.

Варианты конструкции плотов для переправы через реки и другие водные преграды Варианты конструкции плотов для переправы через реки и другие водные преграды, определение грузоподъемности и особенности строительства плота из бревен

Особенности строительства плотов из бревен, их спуск на воду.

Сооружать плот на берегу лучше на стапеле, перпендикулярно руслу. Направляющие бревна должны быть подняты горизонтально на подпорах со стороны реки. Для спуска на воду готового плота или плотов, подпоры стапеля должны выбиваться так, чтобы направляющие бревна наклонились одной стороной в сторону воды и плот съехал по ним в реку. Можно уложить (на расстоянии между собой) несколько ровных, круглых бревен параллельно руслу реки и на них сооружать плот. По готовности, скатить плот по бревнам в реку. Будет значительно легче спускать плот на воду, если сооружать его на мелководье.

Кривые бревна нужно крепить горбом вверх. Подгнившие бревна — крепить трухлявой стороной вниз. Для использования плота на реке с бурным течением, самые толстые бревна нужно крепить по краям плотов, для устойчивости. На реках, со слабым течением — самые толстые бревна нужно крепить в середину плотов, будет легче стаскивать плот с отмелей и камней. Бока бревен лучше обтесать с боков, чтобы уменьшить щели между ними при сборке. Два боковых, внешних бревна лучше сделать короче остальных и обтесать их концы под углом к плоту, тогда будет легче управлять плотом в движении.

По материалам книги «Выживание за порогом цивилизации».
Нагорский С.В.