Земля это последнее, что человек станет есть перед лицом голодной смерти, когда нет ни травы, ни листьев на деревьях, ни коры.

Я всегда думал, что земля это последнее, что человек станет есть перед лицом голодной смерти. Когда нет ни травы, ни листьев на деревьях, ни коры. Я никогда не смотрел на землю как на потенциальную еду, разве что в раннем детстве, когда в саду делал «куличи». Потому для меня стала большим сюрпризом информация о том, что история употребления земли в пищу долгая и богатая. Что существует даже специальный научный термин — «геофагия», который, полагаю, буквально означает «поедание географии». 

Земля это последнее, что человек станет есть перед лицом голодной смерти, когда нет ни травы, ни листьев на деревьях, ни коры.

Я знал, что многие дети от года до трех лет едят землю, едят просто потому, что в этом возрасте все тянут в рот, желая познакомиться с миром при помощи языка — органа, которым владеют лучше всего. Я видел также фотографии людей, вернувшихся домой после долгого отсутствия и целующих родную землю. Было мне известно и то, что куры и страусы глотают камни, чтобы облегчить желудку переваривание грубой пищи. Землю едят черви, из организма которых земля выходит обогащенной.

Земля это последнее, что человек станет есть перед лицом голодной смерти, когда нет ни травы, ни листьев на деревьях, ни коры

Геофагия же — это что-то новое. Новое для меня, но не для человечества. Теперь я знаю, что люди ели землю в течение тысячелетий, причем по доброй воле! Не потому, что умирали от голода и не имели другой еды, а потому, что земля, как нормальный» источник пищи, давала им нечто, в чем они нуждались. Это открытие я сделал для себя, когда, заинтересовавшись желудями, прочитал в книге А. Д. и Хелен Ливингстон «Съедобные растения и животные» (1993) о том, что «некоторые индейцы подмешивали в муку из желудей глину (в пропорции примерно 20:1). Глина, подобно дрожжам, способствовала подъему теста и делала хлеб сладковатым».

Я узнал также, что в XIX веке в Индии популярностью как продукт питания пользовались черепки глиняной посуды. Вода из тонких глиняных чашек считалась особенно вкусной и ароматной, а после питья женщины разбивали чашки и съедали. Профессор Университета Миссисипи Дэннис Фрейт, изучавший вопрос пищевого использования земли, в 1997 году рассказал одному из авторов Columbus Ledger-Enquirer, что первые источники, свидетельствующие об употреблении человеком земли в пищу, датируются примерно 40 годом до Р. X. В те времена греки предписывали прием различных видов глины для лечения ряда заболеваний. По словам ученого, «сведения об употреблении земли в пищу есть в истории практически всех крупных народов». Говорит Фрейт и о негативных последствиях подобной практики.

«Были задокументированы случаи непроходимости кишечника. Я провел химический анализ почвы в нашем районе и выяснил, что нет никаких причин ее не есть, хотя это не означает, что я призываю это делать».

Другие исследователи идут дальше и прямо заявляют о полезности земли. Химик-экспериментатор Университета Торонто Сьюзан Офрей-тер и профессор географии Йоркского университета Уильям Махани в 1997 году опубликовали в британских научных журналах New Scientist и International Journal of Food Sciences and Nutrition результаты своей совместной работы, среди которых есть, в частности, вывод о том, что земля — легкая желтая почва, порой служившая китайцам средством выживания, богата железом, кальцием, ванадием, магнием, марганцем и калием — элементами, необходимыми голодающему организму.

Они также выяснили, что в Зимбабве местные жители как средство от нарушений пищеварения едят красную почву из термитников. Тщательный анализ этой почвы показал, что она содержит каолинитовую глину. А между прочим, каолинит — ключевой компонент кеопектата, популярного препарата от диареи. Эта глина богата также йодом и железом, недостаток которых, по словам Офрейтер, «является причиной многих заболеваний, связанных с дефицитом питательных веществ». При употреблении в пищу глины из термитников «эти элементы вступают в реакцию с желудочным соком, что повышает шансы на их усвоение». Другой образец почвы, взятый в Северной Каролине, также содержал железо и йод. В сельской провинции Таиланда Сисакет, где почвы очень соленые, деревенские жители часто жуют землю просто для утоления легкого голода.

Обращаясь к прошлому, Офрейтер и ее коллеги отмечают, что римляне делали таблетки из земли и козьей крови. Что немцы в XIX веке намазывали на хлеб мелко просеянную глину вместо масла. Что в некоторых странах Западной Африки и по сей день шарики из глины термитников продаются как желудочное средство. В эпоху работорговли такие шарики появились в Северной Америке. Их и сегодня можно найти в карманах у некоторых жителей американского Юга. Чаще у беременных и кормящих женщин, которые говорят, что это средство помогает им успокоить желудок. Как утверждают в своей книге «Пищевые пристрастия, или Антропология питания» (1980) Питер Фарб и Джордж Армелагос, таким образом люди реагируют на нехватку в их организме кальция и других минеральных веществ.

В Амазонии некоторые племена индейцев едят кусочки глины с мясом. Хорошо известно, что известь входит в состав мексиканского напитка посоль. Великий испанский исследователь Кабеза де Вака писал в своих мемуарах о том, что индейские племена, жившие на территории сегодняшнего Центрального и Южного Техаса и на севере Мексики, готовили еду из плодов мескитового дерева, смешивая их с землей и водой. В той же Индии глиняные черепки измельчаются с добавлением масла сандалового дерева и в виде таблеток — их называют митти — принимаются беременными женщинами.

«В этот период их вкусы меняются, — говорит представитель одной из мексиканских компаний-производителей. — Спросите любую женщину «в интересном положении». Они хотят чего-то другого. Одни едят тамаринд, другие переключаются на мясную пищу, хотя всегда ели только вегетарианскую. Однако почти все они проявляют желание есть землю. Потому и был разработан наш продукт. Запах у него как у первых капель дождя, упавших на иссушенную почву».

Так может ли человек просто отправиться в лес или выйти в сад, накопать немного земли и съесть ее, рассчитывая на получение от нее питательных веществ? Вряд ли. Об этом пишет и госпожа Офрейтер. Многие магазины и рестораны по всему миру работают сегодня под вывеской «Good Earth» («Польза земли»), но это не означает, что любая земля полезна. Гарантией ее качества можно заручиться лишь в магазинах, пользующихся надежной репутацией. Не стоит также думать, что употребление в пищу земли — распространенная практика на американском Юге, где, по словам некоторых наблюдателей, царит такая бедность, а многие люди настолько невежественны, что едят землю.

Юморист Рой Блаунт, сам южанин, настолько устал слушать подобные басни из уст янки, что принялся распространять фантастические рецепты якобы из наследия индейцев-кажунов, например рецепт «поджаренного краснозема», и клялся в их достоверности. Некоторое время в середине 90-х в Атланте в магазинах «здоровой пищи» можно было купить 450-граммовые пакеты с землей. И хотя на упаковке было написано: «Не для употребления внутрь» — это не помешало продать огромное количество странного «продукта». Цена-то смешная, всего 1 доллар 19 центов за пакет. Особенно охотно покупали заезжие делегаты разного рода съездов и конференций.

По материалам книги «Экстремальная кухня».
Джерри Хопкинс.

Другие статьи схожей тематики :