Требования к осветительным приборам автомобиля, как ими следует пользоваться, нарушения правил пользования осветительными приборами автомобиля.

В Правилах дорожного движения более-менее четко расписано, какие требования предъявляются к осветительным приборам автомобиля и как ими следует пользоваться. Однако некоторые из данных норм и водителями, и инспекторами ГАИ воспринимаются весьма превратно. 

Требования к осветительным приборам автомобиля, как ими следует пользоваться, нарушения правил пользования осветительными приборами автомобиля.

В темную пору суток движение с неисправными световыми приборами наказывается штрафом. Мало того, автомобиль в таком случае, вероятнее всего, окажется на штрафплощадке — и никакие отговорки тут не помогут. Если говорить о возможных претензиях сотрудников ГАИ к водителям, связанных со световыми приборами, то их условно можно разделить на три группы: ненадлежащее их техническое состояние, нарушение правил использования, а также установка дополнительных или нештатных световых приборов.

Проблемы с осветительными приборами автомобиля.

Пункт 31.4.3 Правил запрещает эксплуатацию транспортных средств при наличии, в частности, следующих неисправностей внешних световых приборов:

а) Режим работы внешних световых приборов не отвечают требованиям конструкции транспортного средства.
б) Нарушена регулировка фар.
в) Не горит лампа левой фары в режиме ближнего света.
г) На световых приборах нет рассеивателей.

Что касается режима работы внешних световых приборов, то здесь речь прежде всего идет об указателях поворотов, которые должны мигать с частотой 60-120 раз в минуту, и стоп-сигналах, которые, наоборот, мигать не должны. С этим все ясно, и доказать факт подобного нарушения несложно, но, как показывает практика, протоколы за подобные нарушения не составляются.

Требования к осветительным приборам автомобиля, как ими следует пользоваться, нарушения правил пользования осветительными приборами автомобиля

Хотя согласно ч. 1 ст. 121 Админкодекса управление транспортным средством, имеющим неисправности, с которыми его эксплуатация запрещена, грозит штрафом. В полной мере все вышесказанное относится и к отсутствующим осветительным рассеивателям. Доказать нарушенную регулировку фар, что является весьма распространенным нарушением, гораздо сложнее, поэтому на данное нарушение в ГАИ тем более не обращают внимания и протоколы не составляют.

Что же касается неработающей левой фары, то днем в большинстве случаев без нее можно обойтись. И даже если подобная неисправность (как, впрочем, и многие другие) внезапно возникнет в дороге — не беда. Ведь согласно п. 31.5 ПДД в случае возникновения в дороге неисправностей, перечисленных в пункте 31.4 Правил, водитель должен принять меры для их устранения.

Запрет движения с неисправным осветительным прибором автомобиля.

А если это сделать невозможно — двигаться кратчайшим путем к месту стоянки или ремонта, соблюдая меры предосторожности и выполняя требования пунктов 9.9 и 9.11 этих Правил (включив «аварийку»). Исключение составляет движение в темную пору суток или в условиях недостаточной видимости. В этом случае Правила запрещают дальнейшее движение транспортных средств, у которых не горят лампы фар или задних габаритных фонарей.

Так что при движении в ночное время с неработающими фарами или габаритами не помогут никакие отговорки. Согласно той же части 1 ст. 121 Админкодекса за управление транспортным средством, имеющим неисправности внешних световых приборов в темную пору суток, предусмотрен штраф. К тому же в данном случае весьма высока вероятность доставки автомобиля на штрафплощадку.

В то же время, несмотря на то, что Правила точно так же запрещают движение с неработающими фарами или габаритами в условиях ограниченной видимости, составлять протокол за данное нарушение инспектор ГАИ не имеет права. Ведь Админкодексом предусмотрена ответственность за управление транспортным средством с неисправными внешними световыми приборами только в темную пору суток.

Вопросы по осветительным приборам автомобиля.

О том, что в темное время суток необходимо двигаться с включенным светом фар, наверняка знают все водители. Данное правило действует и в туннелях, и в условиях недостаточной видимости. Нарушителей же ждет штраф по ч. 2 ст. 122 Админкодекса.

Кстати, в полной мере это касается и велосипедистов, поскольку велосипеды считаются полноценными транспортными средствами, о чем, к сожалению, в ГАИ даже не подозревают. В терминах, приведенных в п. 1.10 ПДД, сказано, что велосипед — это транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой находящегося на нем человека.

Но здесь необходимо сделать несколько уточнений. Прежде всего напомним, что сейчас темное время суток наступает с момента захода солнца и завершается с его восходом. Поскольку заходом солнца считается его исчезновение за горизонтом, то в расчет принимается астрономическое время заката, которое несложно найти для любой местности в Интернете, а не факт того, что солнце уже скрылось за домом, лесом или холмом.

Поэтому в случае возникновения спора по данному вопросу необходимо точно зафиксировать и указать в протоколе время совершения оспариваемого нарушения. В то же время Правила требуют включать ближний свет фар (противотуманные фары) в условиях недостаточной видимости (видимость дороги в движения менее 300 метров) независимо от времени суток (в сумерки, в дождь, туман, снегопад и т.п.).

Здесь камнем преткновения является расстояние видимости дороги, которое должно быть каким-то образом измерено и отражено в протоколе. В противном случае протокол можно будет легко обжаловать. А вот норма, регламентирующая использование противотуманных фар, в Правилах прописана весьма двусмысленно. Так, согласно примечанию к п. 19.1 ПДД в условиях недостаточной видимости вместо фар ближнего (дальнего) света можно включать противотуманные фары.

Аналогичная норма содержится и в п. 19.5 Правил, где сказано, что противотуманные фары можно использовать в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар. А дальше в этом же пункте ПДД сказано, что в темную пору суток на неосвещенных участках дорог противотуманные фары можно использовать только вместе с ближним или дальним светом фар.

Таким образом, исходя из нормы «разрешено все, что не запрещено», на освещенных участках дорог противотуманные фары можно использовать вместо ближнего или дальнего света. А вот можно ли использовать противотуманные фары в ночное время в условиях ограниченной видимости самостоятельно или только с ближним светом — остается только догадываться. Ведь первая часть пункта 19.5 это разрешает, а вторая — запрещает.

Нарушения правил пользования осветительными приборами автомобиля.

Нарушения правил пользования осветительным прибором не редкость. Но столь же нередки и неправомерные обвинения сотрудниками ГАИ водителей в совершении ими подобных правонарушений. За нарушения правил пользования внешними осветительными приборами или предупреждающими сигналами при начале движения либо изменении его направления, использование этих приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов частью 2 ст. 122 КоАП предусмотрен достаточно серьезный штраф.

Одним из самых распространенных на сегодняшний день, можно даже сказать повсеместным нарушением является включение левого указателя поворота при повороте направо. Учитывая же, что п. 9.2 ПДД обязывает водителя перед началом движения и остановкой, а также перед перестроением, поворотом или разворотом, подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, подобные действия прямо требуют от гаишников составления протоколов.

Впрочем, они не намного лучше водителей знают Правила, а поэтому протоколы за подобные нарушения в настоящее время не составляют. Нарушением является и несвоевременное включение указателей поворота, которые должны быть включены не менее чем за 50-100 метров в населенных пунктах и 150-200 метров за их пределами. Но и за данное нарушение по уже упомянутой причине вероятность составления протокола ничтожно мала.

Зато представители ГАИ нередко пытаются составить протокол за моргание встречным водителям дальним светом для их предупреждения о «засаде». Конечно, подача подобного сигнала, предупреждающего об опасности, Правилами не предусмотрена. Но и не запрещена.

Использование ближнего и дальнего света фар, требования к этим осветительным приборам.

Единственное ограничение — п. 9.7 ПДД запрещает пользоваться дальним светом фар как предупреждающим сигналом в условиях, когда это может привести к ослеплению других водителей, в том числе через зеркало заднего вида, Таким образом, можно смело «моргать» дальним светом, предупреждая других водителей об опасности. При условии, конечно, что никто из других водителей не будет ослеплен. Именно это в случае чего и следует указывать в пояснениях в протоколе.

Еще один предупреждающий сигнал — включение ближнего света фар (а не габаритов!) в светлое время суток (в частности, при движении в колонне, на буксирующем автомобиле, а также с 1 октября по 1 мая вне населенных пунктов) также нередко является причиной споров с ГАИ. Но за данное нарушение, независимо от того, не включил водитель фары сознательно или по забывчивости либо они у него неисправны, привлечь его к ответственности в принципе нельзя!

Ведь данное требование прописано в разделе Правил «Предупреждающие сигналы», а в той самой части 2 статьи 122 Админкодекса, которая предусматривает ответственность за нарушение правил пользования предупреждающими сигналами, имеется оговорка; «при начале движения или изменении его направления».

В то же время согласно п. 9.8 ПДД ближний свет фар, когда он является предупреждающим сигналом, должен быть включен во время движения, а не при начале движения или изменении его направления. Таким образом, Админкодексом не предусмотрена ответственность за невключение фар как предупреждающего сигнала в светлое время суток.

Кстати, это же в полной мере относится и к использованию аварийной световой сигнализации (также предупреждающего сигнала) во время движения на неисправном или буксируемом автомобиле либо при остановке по требованию сотрудника ГАИ.

Таким образом, если в ясный солнечный день в период с 1 октября по 1 мая водитель по какой-то причине не сможет или не захочет включить ближний свет либо просто забудет это сделать, он вполне законно может избежать штрафа, не давая никаких взяток. При условии, конечно, что он будет знать Правила и сможет разъяснить это инспектору ГАИ.

Установка дополнительных фар и стоп-сигналов, замена штатной оптики и рассеивателей на другие.

Многие водители, которые зачастую одновременно являются и владельцами управляемых ими транспортных средств, стремятся усовершенствовать своих «железных коней», в том числе улучшив их световые приборы. Улучшения эти бывают разными. В их числе — установка дополнительных фар и стоп-сигналов, замена штатной оптики и рассеивателей на другие, установка дневных ходовых огней, нанесение на рассеиватели тонировки или защитных пленок, а также установка вместо штатных ламп других, в том числе ксеноновых.

Но гаишники, «пропитанные духом консерватизма», норовят составить за подобный «модерн» протокол. Законно ли это? Для начала вспомним, что об этом говорят Правила. Так, согласно п. 31.4 а) ПДД запрещается эксплуатация транспортных средств в случае их переоборудования с нарушением требований стандартов, правил и нормативов, касающихся безопасности дорожного движения.

Краткая расшифровка таких требований к осветительным приборам приведена в подпункте 31.4.3 «Внешние световые приборы», который, в частности, запрещает эксплуатацию транспортных средств в случае если:

а) Количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних световых приборов не отвечают требованиям конструкции транспортного средства.
б) На световых приборах нет рассеивателей либо используются рассеиватели и лампы, не отвечающие типу данного светового прибора.
в) На рассеивателях световых приборов нанесены тонировка или покрытие, уменьшающее их прозрачность или светопропускание.

Примечание к данному пункту делает исключение лишь для противотуманных фар, противотуманных фонарей и к дополнительным осветительным лампам или стоп-сигналам. Напомним, противотуманные фары должны размещаться на высоте не менее 250 мм от поверхности дороги (но не выше фар ближнего света) симметрично к продольной оси транспортного средства и не дальше 400 мм от внешнего габарита по ширине. При этом на мотоцикле может быть установлена одна противотуманная фара, а на других транспортных средствах — две.

Противотуманные фонари красного цвета (один или два) могут быть установлены на высоте 400-1200 мм и не ближе 100 мм к фонарям сигнала торможения. При этом противотуманные фары и задние противотуманные фонари должны включаться только при включенных габаритных огнях и освещении номерного знака. И наконец, на легковом автомобиле и автобусе разрешено установить один или два дополнительных немигающих сигнала торможения красного цвета на высоте 1150-1400 мм от поверхности дороги.

Запрет на эксплуатацию автомобиля при нарушении требований по осветительным приборам.

Любые же другие «усовершенствования» освещения запрещены и караются по ч. 2 ст. 122 Админкодекса, предусматривающей ответственность за управление транспортным средством, имеющим световые приборы, переоборудованные с нарушением соответствующих стандартов. За подобное нарушение предусмотрен штраф. Однако далеко не за все из вышеперечисленных нарушений инспектор ГАИ может в настоящее время привлечь водителя к ответственности.

Так, если на машине установлены лампочки или фонари «неправильного» цвета (например, синие или зеленые где-либо или красные — впереди), дополнительные фары (кроме противотуманных) либо затонированы рассеиватели — нарушение налицо и подтвердить его можно как фотофиксацией, так и при помощи свидетелей.

Доказать же самостоятельную установку дневных ходовых огней (ДХО), которая почему-то считается переоборудованием, уже сложнее. Во всяком случае если речь идет о новых машинах, а эти самые ДХО не выглядят слишком кустарно. Ведь если каждому гаишнику хорошо известно, что на «Запорожцы» и «Жигули» ДХО производители однозначно не устанавливали, то по отношению к импортным машинам, даже 10-летнего возраста, доказать это достаточно сложно.

А поскольку в административном судопроизводстве доказывать факт нарушения должен именно представитель ГАИ, перспектива уплаты штрафа в данном случае весьма невелика. Еще сложнее доказать установку в обычные или противотуманные фары ксеноновых ламп. Отметим: в противотуманные фары (как отечественными, так и европейскими стандартами) категорически не допускается установка ксеноновых ламп, поскольку они, во-первых, не обеспечивают необходимое светораспределение, а во-вторых, они для этого слишком яркие.

Ведь световой поток, испускаемый лампочками, устанавливаемыми в передние противотуманные фары, не должен превышать 2000 лм, тогда как для галогенок данный показатель не менее 3000 лм. Конечно, измерять световой поток на дороге никто не будет, да собственно это и не требуется, поскольку ксенон видно, что называется, невооруженным глазом, а в противотуманке его не должно быть по умолчанию.

Но и за такое нарушение в настоящее время привлечь водителя к ответственности, увы, практически невозможно, Ведь разбирать фару сотрудник ГАИ не имеет права, а иным способом доказать факт данного нарушения не удастся.

По материалам автомобильного журнала «Автомир». № 24.2014 года.
Владимир Шляховой.